Недавно армянский премьер-министр признал, что город Шуша ранее был азербайджанским. Своим заявлением он вызвал недовольство и переполох в армянском политическом бомонде.
Никол Пашинян меняет риторику. На неделе премьер-министр Армении сделал сенсационное заявление.
Как передает AZE.az со ссылкой на программу “В центре внимания с Андреем Шляпниковым”, которая выходит на портале “Москва-Баку”, во время правительственного часа он признал, что жемчужина Карабаха город Шуша исконно азербайджанский город.
Пашинян: «А азербайджанское население Шуши до начала конфликта превышало 90%. То есть, вы хотите сказать, что город, имеющий свыше 90% азербайджанского населения, в этом статусе армянский?”
То есть по сути Пашинян признал правоту Азербайджана. Но все мы помним беспринципную риторику Пашиняна и его знаменитую фразу Карабах – это Армения. Что же произошло? Кто истинный Пашинян? Политик, который с пеной изо рта кричал, что Карабах никогда не вернется к Азербайджану или политик, который заявляет, что Карабах исконно азербайджанская территория. Возможно, он в очередной раз пытается подстроиться под обстоятельства.
Евгений Михайлов, политолог: “Когда он был журналистом, он делал заявления, которые показывают, что в принципе, он человек, который понимает, что мир между Арменией и Азербайджаном возможен. Он может мыслить здраво, если захочет. И то, что сейчас мы слышим от него, что Шуша всегда была азербайджанским городом, поскольку 90 процентов его населения составляли азербайджанцы, это говорит о неком трезвом осмыслении произошедших событий”.
Кирилл Коктыш, доцент кафедры политической теории МГИМО: “Пашинян сейчас выступает со смягчающими эффектом от его мира с Азербайджаном заявлениями. Понятно, что ни один политик не скажет, что он был неправ, вы такого политика в природе не найдете. Поэтому опять же логично, что Пашинян стремится оправдать и легитимировать себя. И он будет искать все доступные аргументы и так на его месте себя бы повело 95 процентов политиков”.
Сейчас как бы не парадоксально это звучит Пашинян выгоден как Москве так и Баку. Он то ли понял, то ли сделал вид, что понял свои ошибки, но именно Путин и Алиев сегодня главные гаранты, что Пашинян останется у власти в Армении.
Евгений Михайлов, политолог: “Сегодня Пашинян, пожалуй, единственная фигура, которая способна довести до конца реализацию трехстороннего Заявления по нагорно-карабахском урегулированию, несмотря на то, что за период своего пребывания у власти он не раз делал совершенно противоречащие друг другу заявления в связи с нагорно-карабахским конфликтом. Мы видим, что сейчас в нагорно-карабахском урегулировании процесс идет в правильном направлении. Никол Пашинян сейчас как глава Армении устраивает как Росcию, так и Азербайджан. Потому что иных лидеров в Армении, адекватно мыслящих, cейчас нет”.
Однако некоторые политические силы считают, что Пашинян пошел на сделку. Выдвигаются даже предположения о скором присоединении Карабаха к России. Такие идеи министр иностранных дел Сергей Лавров дипломатично назвал экзотическими.
Лавров: “Насчет экзотического предложения о том, чтобы включить Нагорный Карабах в состав России. Как я понимаю, независимость Карабаха никем не признана, в том числе и Республикой Армения. У нас таких мыслей даже близко нет. Исходим из того, что все вопросы этого региона должны решаться между расположенными здесь странами, в первую очередь, между Арменией и Азербайджаном. Готовы помогать поиску и нахождению решения, обеспечивающего мир и стабильность в этом регионе. Самое главное – безопасность для людей, которые здесь жили всегда и должны жить в будущем”.
Вокруг договоренностей между Путиным Алиевым и Пашиняном некоторые скептики пытаются найти какие-то секреты и заговоры. Речь идет якобы о каких-то секретных протоколах и приложениях. Лавров удивляется откуда берутся такие слухи.
Лавров: “Что касается как вы сказали утверждения будто бы процессы «на земле» не вполне вписываются в договоренности от 9 ноября 2020 г. и 11 января с.г., и есть ли в этой связи секретные протоколы и приложения. В чем конкретно «на земле» происходит «невписывание»? Считаю, что Заявление от 9 ноября 2020 г. реализуется достаточно эффективно, это оценка и Алиева, и Пашиняна.
За исключением подвисшего по упомянутым выше причинам вопроса о военнопленных, который в его нынешней редакции возник в начале декабря 2020 г., через месяц после подписания договоренностей. Решается вопрос о мандате миротворцев. Он должен быть предметом трехсторонней договоренности, об этом говорилось в Москве 11 января с.г. Никаких секретных приложений нет. Не вижу, какие темы могут быть предметом неких секретов”.
Как выше упомянул Лавров единственным пока нерешенным вопросом остаются военнопленные. Речь идет об армянской вооруженной группе, которая уже спустя длительное время после заключения перемирия и подписания мирных договоренностей оказалась и была обезврежена на азербайджанских территориях. В Армении их считают военнопленными, в Азербайджане, в соответствии с международным правом, – диверсантами. Россия пытается найти приемлемое решение этого спора, однако Армения до сих пор не может предоставить точных списков попавших в плен.
Лавров: «Если обобщать происходившее, то поначалу, действительно, наибольшие проблемы были у армян. Прежде всего нужно было, чтобы обе страны сформировали списки пропавших людей, которых они хотят вызволить из плена. Азербайджан такие списки дал, они были незначительные.
Не сразу, но были возвращены все упомянутые в азербайджанских списках. Больше каких-либо ситуаций с пропавшими, пленными, удерживаемыми лицами со стороны Азербайджана не возникало. С армянской стороны списки были представлены не сразу и не полностью. Тем не менее Президент Путин и я в контактах с коллегами все-таки продвигаем необходимость продолжить рассмотрение этого вопроса, чтобы его закрыть, руководствуясь принципом «всех на всех».
Россия изначально придерживалась политики установлениями устойчивого мира в регионе и поэтому именно российские миротворцы сейчас находятся в Нагорном Карабахе, а Пашинян готов сотрудничать и идти на уступки.