Оккупировав Нагорный Карабах, армяне так и не сумели добиться его международного признания, восстановить инфраструктуру и заселить захваченные земли. В Нагорном Карабахе спустя тридцать лет наблюдаются разруха и опустошение.
Важным аспектом в процессе урегулировании межнациональных конфликтов считается преодоление ментальных установок, препятствующих мирному взаимодействию народов. Сегодня достижение мира в Карабахе не ограничивается соблюдением бессрочного перемирия: кроме восстановительных работ, предусматривающих обновление транспортной сети региона, реконструкцию уничтоженной войной и оккупацией инфраструктуры, предстоит преодолеть проявления культурной нетерпимости, ставшие следствием армянского этноцентризма.
Как передает AZE.az, об этом пишет “Вестник Кавказа”.
Южный Кавказ на протяжении всей истории оказывался на стыке разных культур и цивилизаций. Более чем тысячелетняя история Нагорного Карабаха знает периоды существования и крушения империй, государств и феодальных княжеств. Говорить о выделении какой-либо народности или нации в условиях пестроты культур региона невозможно: топонимика зачастую смешана, не говоря уже о многочисленных языковых заимствованиях.
Однако за последние 30 лет Нагорный Карабах превратился в мононациональный регион. Сепаратисты пожертвовали культурными связями между народами, объявили о культурной несовместимости с соседями, сделав ставку на связи с зарубежной диаспорой. В начале 1990-х армянские националисты решили, что будущее региона в руках одного народа, а если быть точнее, то одного клана, вокруг которого будет осуществлена консолидации этноса.
Казалось бы, сделано все: удревление конфликта, мифологизация генетической и культурной несовместимости армян и азербайджанцев, выделение и последующее удаление азербайджанского присутствия из истории Карабаха. Однако за 30 лет сепаратисткой политики зарубежное армянство массово не переселилось в пределы бывшей азербайджанской автономии, жилищный фонд региона так и не был восстановлен, а его инфраструктура в большинстве случаев была безнадежно утрачена. Заброшенные и разоренные населенные пункты, и выборочно восстановленные деревни – типичный пейзаж Карабаха.
В глазах мирового армянства карабахский конфликт в действительности никогда не был решением национального вопроса. Для зарубежных армян Карабах так и остался бесперспективным бизнес-проектом. Отчасти причиной убыточности “проекта” стала коррумпированность и клановость Армении и оккупационного режима в Карабахе. Но что более важно, культурная нетерпимость и попытки оправдания насилия в отношении азербайджанского населения в Карабахе и прилегающих к нему районах никогда не способствовали тому, чтобы сделать регион привлекательным. Мировая общественность никогда не разделяла этноцентричный настрой армянского сепаратизма.
За 30 лет оккупации вместо многообразия укоренилось превосходство одной культуры над другими. Армянская культура стала расцениваться как единственно правильная, превосходящая все другие, и в конечном счете этноцентристская переоценка привела к самоизоляции армян.
Сегодня речь идет о возможности мирного проживания в Карабахе армянской и азербайджанской общин. Интересно, что сами армяне Карабаха именуют себя “карабахцы” или “карабахские армяне”. Вероятно, в долгосрочной перспективе демографическая картина в Карабахе будет меняться, однако представители Азербайджана многократно заверяли, что сохранят все памятники истории и культуры в Нагорном Карабахе, а доступ к ним будет у всех общин, в том числе армянской. Если представителям армянской общины удастся избавиться от наивного этноцентризма, то армянская и азербайджанская общины смогут жить вместе и добьются процветания региона.