Согласно инструкции Минздрава, называть пол плода в утробе матери при обследовании, и делать аборты по половому признаку запрещено. Но, очевидно, что недобросовестные врачи сообщают пол ребенка родителям.
Если половой дисбаланс между новорожденными девочками и мальчиками сохранится, то это может негативно сказаться на демографическом процессе и генофонде страны, считает депутат.
Проблема селективных абортов остается одной из актуальных для республики. По данным Государственного статистического комитета АР, за 11 месяцев 2020 года в районных отделениях регистрации министерства юстиции зарегистрировано 116 454 новорожденных, при этом 53,3% новорожденных – мальчики и 46,7% – девочки.
Нередко на селективные аборты женщинам приходится идти под давлением семьи. Так произошло и с жительницей Баку Махирой (имя вымышленное). Она родилась и выросла в одном из регионов Азербайджана, вышла замуж и после переезда в Баку родила двух мальчиков. Сестра ее мужа развелась и вернулась в отцовский дом, и после этой истории муж был категорически против рождения дочери.
“Во время моей первой беременности муж, узнав, что будет мальчик, носил меня на руках. Но так получилось, что плод перестал развиваться и пришлось сделать аборт. Когда я забеременела во второй раз, свекровь каждую неделю водила меня к врачу, чтобы узнать пол ребенка. Мой муж говорил, что, если не мальчик, сделаешь аборт. Я день и ночь молилась, чтобы младенец в моей утробе был мальчиком. Когда врач сказал, что ребенок девочка, свекровь быстро позвонила моему мужу, и он сказал, чтобы я там же сделала аборт и вернулась домой. Мы из-за этого много ругались, в итоге я на 12 месяце беременности лишилась здоровой девочки”, – рассказала женщина Sputnik Азербайджан.
На глаза Махиры наворачиваются слезы, она говорит, что каждый раз, вспоминая произошедшее, чувствует как мать себя виноватой.
Статистические данные показывает, что соотношение полов среди новорожденных детей с годами меняется. По биологической норме на каждые 100 рожденных девочек должно приходиться 105-107 мальчиков, при этом в 2010 году на каждые 100 девочек приходилось 118 мальчиков, в 2011-2014 годы – 116 мальчиков, а в 2015-2017 было 114 мальчиков. В 2018 году это соотношение увеличилось до 115, а уже в 2019 году этот показатель снова упал до 114-ти.
Председатель Общественного объединения “Чистый мир” Мехрибан Зейналова, комментируя проблему для Sputnik Азербайджан, отметила, что в последние годы желание родить именно мальчиков немного спадает, тем не менее общая тенденция сохраняется.
“По сравнению с предыдущими годами в нашей стране дискриминация в отношении рождающихся девочек пошла на спад. Но в целом, в Азербайджане девочка в семье считается обузой. Общество уделяет большое внимание поведению девочек. Их выход за пределы установленных для них рамок, свобода – воспринимаются окружающими как бесчестье”, – сказала она.
В результате в обществе формируется негативное отношение к появлению на свет девочек. Родители считают, что в нашем обществе растить девочек сложно. Все это и приводит к селективным абортам, отметила Зейналова.
Она также указала, что, согласно инструкции Минздрава, называть пол плода в утробе матери при обследовании, и делать аборты по половому признаку запрещено. В последнее время врачи начали следовать этому правилу, но контроль над данным вопросом следует усилить, считает она. В то же время необходимо усилить социальную защиту женщин в обществе: “В противном случае ситуация приведет к дисбалансу в половом составе населения. Мужчинам будет сложно находить девушек для женитьбы, увеличится количество смешанных браков”.
Главный акушер-гинеколог министерства здравоохранения Севиндж Мамедова в свою очередь сказала в беседе со Sputnik, что во многих странах мальчик является более желанным, чем девочка, но при этом селективные аборты находятся под запретом по всему миру.
Если на уничтожение плода в утробе матери существуют медицинские показания, то аборт, по ее словам, может быть выполнен после соответствующего заключения врачебной комиссии при женской консультации. В этом случае срок прерывания беременности составляет до 12 недель.
Но для прерывания беременности существуют и социальные показания. Они позволяют провести аборт на более поздних сроках. Так, если муж беременной женщины умер, сидит в тюрьме, ни мужчина, ни женщина не работают, в семье более пяти детей – все эти случаи считаются социальными показаниями. И в таких случаях беременность можно прервать и после 12 недель.
В законопроекте “О репродуктивном здоровье” предлагается запретить определение пола плода в утробе матери для предотвращения селективных абортов: “Законопроект предлагает не указывать пол детей во время обследования на УЗИ. Принятие закона смогло бы помочь предотвратить подобные случаи”.
Глава комитета Милли Меджлиса по вопросам семьи, женщин и детей, депутат Хиджран Гусейнова, комментируя проблему для Sputnik, отметила, что за последние годы гендерный баланс населения поднялся с нормального уровня (100-107) до аномального (100-115).
По ее мнению, если половой дисбаланс между новорожденными девочками и мальчиками сохранится, то может негативно сказаться на демографическом процессе и генофонде.
Хотя статистики о количестве селективных абортов среди абортов в целом не существует, дисбаланс между полами новорожденных, очевидно, вызван селективными абортами. Количество абортов в Азербайджане в 2000-2019 годах также увеличилось с 17 500 до 37 300.
Для решения этой проблемы важно усилить просветительскую работу среди граждан и развивать качество медицинских услуг, заключила Гусейнова.