Оппозиция заявляет – надо вернуть территории, недаром армянские политики и представители СМИ Армении используют такую формулировку как Азербайджан “оккупировал наши земли”.
На днях в Ереване на митинге против пребывания у власти премьер-министра Армении Никола Пашинян собрались сотни человек. Митингующие попытались прорваться в здание правительства страны, но безуспешно. Один из организаторов митинга – режиссер Аршак Закарян – заявил, что в Карабахе произошла государственная измена, и виновник должен быть наказан.
После небольшого перерыва в новогодний период митинги в Ереване снова возобновились. И заявления зазвучали еще более радикальные и жесткие. К примеру, глава партии “Объединенная Армения”, участник первой и второй Карабахских войн Ваан Бадасян заявил, что Никола Пашиняна необходимо физически устранить. Бадасяна задержали. В это время лидер оппозиции Вазген Манукян продолжает ездить по регионам страны и на встречах с населением выступает с антиправительственными речами и продвигает идеи реванша. Так в День армии Манукян заявил: «Сегодня я скажу, что наша армия, наши солдаты и офицеры по-прежнему остаются гарантом безопасности армянского народа, источником его гордости, достоинства и побед. Только в этом случае нам удастся построить мощное, процветающее государство, чье слово будет веским на международной арене”. Экс-президент Армении Серж Саргсян также высказался в связи с Днем армии, заявив, что вооруженные силы республики “еще покажет силу своего кулака”.
Сегодня армянская оппозиция, а также лоббисты все больше пытаются “вбросить” в информационное пространство идею о том, что Пашинян – чуть ли не ставленник Азербайджана, А спикер парламента Армении Арарат Мирзоян, по мнению бывшего посла страны в Ватикане, “турецкий шпион”. В ответ на митинги и подобные заявления власти Армении продолжают пытаться объяснить, почему трехстороннее Заявление по Карабаху нельзя было не подписать или снова используют «азербайджано-турецкую карту» и продвигают идею так называемой «азербайджано-турецкой агрессии». Последнюю каплю в такое не слишком похожее на мирное «море» добавил факт внезапно появившегося в Ходжавенде, не переданном Азербайджану, памятника армянскому коллаборационисту Гарегину Нжде, сотрудничавшему с Третьим Рейхом. Радикальность заявлений и действия разных сил в Армении – налицо.
Как передает AZE.az, ситуацию «Москва-Баку» обсудил с политологом, руководителем портала PolitRUS Виталием Арьковым.
– Виталий Александрович, нарастание радикализации очень сильно чувствуется в политическом воздухе Армении. Некоторые здесь уже переходят грани, призывая к физической расправе над высшим руководителем страны… Звучат призывы о реванше в Карабахе.
– Радикальные заявления звучат во многом в свете возможных парламентских выборов. Уже сейчас происходящее можно назвать предвыборной кампанией. Армянское общество в силу произошедших минувшей осенью событий сейчас радикализировано, градус напряжения растет и звучат все более жесткие призывы. Идет борьба. Многие силы, желающие оказаться у власти, активизировались.
Появились и ранее неизвестные нам фигуры, которые пытаются на этой волне пиариться. Снова активизируются партии войны. Это силы, которые не предлагают народу Армении светлого будущего, не предлагают реальную программу восстановления экономики страны, программу выхода государства из системного кризиса. Это силы, которые говорят о реванше, о том, что вот, мы врагам нашего государства еще покажем. На какие деньги они хотят восстановить армию? Россия их точно не даст. Народу оппозиция предлагает мыльный пузырь – то есть ничего.
Армянское общество опять пытаются загнать в резервацию, изоляционизм. Идет продвижение логики агрессии. Оппозиция, радикалы говорят, что надо вернуть территории, недаром армянские политики и представители СМИ Армении используют такую формулировку как Азербайджан “оккупировал наши земли”. Задача таких сил – показать, что Никол Пашинян – предатель, а не человек, который открыл для страны возможность жить по-новому, развиваться. Такие радикалы разрушают страну изнутри, блокируют для нее будущее, тянут на дно. Ни самой Армении, ни России, ни Азербайджану не выгодно, чтобы такие радикальные силы пришли в Республику Армения к власти. Надеюсь, что прогрессивных сил в республике будет все больше и больше и они не допустят прихода к власти, давайте называть вещи своими именами – неонацистов. При всем нежелании многих сторон не видеть Пашиняна во главе Армении, сейчас лучшим вариантом для страны было бы, чтобы он оставался у власти до выборов. России, Азербайджану, я уверен, совсем не хочется иметь у себя под боком «кавказское Сомали». Если радикалы получат власть в Армении, они бросят страну в бездну.
Нужно понимать, что Западу, своим западным хозяевам Никол Пашинян уже не нужен, для них он списанный материал. Он понимает, что если к власти в Армении придут радикалы, то ему придется бежать, а бежать некуда. И его ждет либо тюрьма, либо что-то еще хуже. Он заложник своей политики. И поэтому действующий премьер заинтересован в том, чтобы к власти пришла третья сила, которая ему и его семье гарантирует безопасность.
Радикалы сейчас для Армении – категорически неприемлемы, если страна хочет выйти из негатива. Нельзя допустить их прихода к власти. Здравое общество это понимает, это понимают в армянской общине в России. И пока лучше будет, чтобы Никол Пашинян оставался у власти до формирования этой самой третьей политической силы, которая будет способна на созидание, на выведение Армении из глубочайшего кризиса, на ее переосмысление самой себя, перерождение, на то, чтобы она могла жить абсолютно новой жизнью, налаживать добрососедские отношения со странами. Да, это трудно, но, наверное, первоначально через совместные экономические проекты, например, “Север-Юг” можно как-то добиться сближения Армении и Азербайджана. Нужно, чтобы в Армении сказали «нет» заявлениям, что мы вот захватим мирный Азербайджан и будем жить прекрасно. Нет, надо понимать, что этого не будет. И что вот есть альтернатива и надо эту альтернативу превратить в реальные возможности.
На мой взгляд, также нужно работать в Армении с прогрессивной частью общества, представителями, готовыми к диалогу с Азербайджаном, а такие есть. Азербайджану и России нужно еще больше способствовать диалогу между азербайджанским и армянским обществами, а Азербайджану еще в больше степени протягивать Армении руку помощи.
– Но как до нового года, так и сейчас мы видим, что у оппозиции нет широкой поддержки населения. Где же потоки людей на улицах во всех городах страны? Их нет.
– Армянский народ устал. Мы помним, насколько масштабными были митинги в 2018 году, когда пришел Пашинян. Тогда ему поверили, а в итоге что? Жить при нем стало еще хуже. Сейчас народ не хочет верить новым политиканам, он боится жить еще хуже. Хотя куда уже может быть хуже. Люди элементарно выживают. Cейчас из-за коронавируса они не могут как прежде выезжать в Россию на заработки. Экономическая ситуация в Армении очень плохая, критическая. При этом, те, кто сегодня выходит на протесты – это люди замотивированные. Это те, кто вынужден работать на митингах. И их невозможно осуждать, потому что им нужно кормить семьи.
Все больше людей начинает понимать, осознавать, что никакой реванш их стране не нужен, что это ситуация тупиковая. Ранее оккупированные территории – ведь Армения относилась к ним будто собака на сене – они не использовались, находились не то, что в полном запустении, как мы сейчас увидели, на них живого места, что называется, не осталось. Если Армения вновь ввяжется в войну, для нее это будет полный крах. Она потеряет все, что у нее даже условно осталось. В Армении понимают, что рано или поздно оставшиеся населенные пункты в Нагорном Карабахе будут отданы Азербайджану, но пока не могут успокоиться. Партии войны в Армении не нацелены на созидание. Для них народ Армении – это пушечное мясо, которое они готовы кинуть в окопы.
– Вполне возможно, что армянский народ не может не хотеть лучшего будущего. Но нельзя опускать и тот факт, что его вскармливали десятилетиями, а то и больше националистическими идеями панарменизма, что это наша земля, что Азербайджан и Турция – это враг. Армянское общество кормили идеей панармянизма. И хочешь – не хочешь, ты родился – тем это говорят, ты с этим живешь и хочешь-не хочешь и впитываешь. О хорошем в аспекте перспектив, которые дает нагорно-карабахское урегулирование, по-моему, не говорит никто, единицы, которым это сразу ставят на вид. То есть в армянском информационном пространстве как будто этого вектора на мир нет в принципе, он подается исключительно как идея того, что выгоду от этого якобы получат только Азербайджан и Турция. Но это же искажение реальности… Тот же Манукян говорит о процессе разблокирования транспортно-экономических связей, что это все ради интересов Азербайджана и Турции и ничего они Армении не позволят…
– По щелчку пальца сознание не поменяется. Проблема в том, что радикалы продолжают «кормить» этим народ, даже никакого намека на мир нет. Потому что почва удобрена и они сеют новые зерна ненависти и агрессии.
Сейчас армянское общество больно. И к таким заявлениям нужно относиться, наверное, как к заявлениям людей с воспаленным сознанием – сказать «да-да-да», погладить по голове, заверить, что и это пройдет.
Если Армения будет продолжать делать такие заявления, от всех изолироваться, то так и будет-она останется ни с чем. Понятно, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта важно для Азербайджана и Турции и из экономических соображений, а не только из соображений патриотизма и борьбы за справедливость. Господин Алиев не раз отмечал, что Азербайджан заинтересован в том, чтобы Армения участвовала в тех процессах, которые наладят сотрудничесво в регионе. И Армении есть что предложить соседям и другим странам. Сейчас она находится в стороне от проектов. Как бы это ни было драматично, но сейчас через пройденную кровь она может выйти из той ловушки, в которую сама себя загнала. Армения могла и без крови начать жить по-новому, у нее для этого было 30 лет, но все, кто приходил к власти, видимо, этого не хотели.
– Как видим, судя по всему, оппозиция Армении хочет сыграть и на «российской карте», возложив на Россию часть ответственности за проигрыш… Вазген Манукян говорит: «Ведутся тайные переговоры с Азербайджаном и Турцией. Никол врет, говоря, что именно он остановил войну, его к этому обязала Россия, потому что если бы мы полностью потеряли Арцах, то РФ здесь было нечего делать. Москва не смогла бы здесь разместить миротворческие войска и потеряла бы Южный Кавказ»…
– Россия принудила Армению к миру – это правда. То, что Россия была заинтересована в усилении своего присутствия в регионе – это правда. А все остальное – уже интерпретации господина Манукяна. Да, он, видимо, пытается показать, что Россия виновата. А кого еще винить.
– Армянская оппозиция и сегодня армянские лоббисты во многих странах рьяно пытаются продвинуть идею, что Пашиянян чуть ли не работал на Азербайджан, продвигал интересы Азербайджана, а спикера парламента Армении Арарата Мирзоян так вообще объявили турецким шпионом.
– Это все старые сказки. Был внешний враг. Теперь армянская оппозиция хочет показать врага внутреннего, повинного во всех бедах армянского народа. Очень удобно и совсем не с нацеленностью на мир.
– Появилась информация о памятнике Ндже в Ходжавенде. Ведь те же проявления национализма и посыл: мы не сдадимся…
– Это еще и провокация против России. Позиция РФ по Нжде известна – он преступник, пособник нацистов. Ходжавенд находится в зоне российской миротворческой миссии. Юридически это территория Азербайджана. НКР нелигитимна, Ереван де-юре не контролирует ситуацию в Карабахе. Ситуация патовая. Но, допускаю, может так случиться, что памятник взорвется или упадет случайно… Все может быть.