Минская Группа ОБСЕ по Карабаху создавалась с целью нахождения мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, с чем группа не справилась. На протяжении всего периода Второй Карабахской войны МГ ОБСЕ также не выказала никакого участия, и не продемонстрировала никакого чёткого подхода к ситуации, считает азербайджанский1 эксперт Анастасия Лаврина.
В последнее время в миротворческом процессе региона активизировалась деятельность МГ ОБСЕ – нет-нет да слышно о том, что ее представители побывали в Карабахе и о каких-то других инициативах группы.
А на днях сопредседатели группы провели переговоры с главами МИД Азербайджана и Армении. «Сопредседатели провели долгий и содержательный обмен мнениями с министрами по вопросам содействия стабильности в регионе, методов посреднического процесса и роли личного представителя действующего председателя ОБСЕ», – говорится в заявлении. В чем суть активизации миссии МГ ОБСЕ, формата, по большому счету, утратившего свою актуальность? Как, сейчас, он может помочь в стабилизации мира новой реальности, наступившего после победы азербайджанской армии, капитуляции Армении, на фоне активной работы российских и турецких миротворцев в Карабахе?
Как передает AZE.az со ссылкой на Vzglyad.az, по мнению советника Азербайджанской общины Нагорно-Карабахского региона Азербайджанской Республики, заместителя председателя Русской общины Азербайджана, политического обозревателя Анастасии Лавриной, МГ ОБСЕ создавалась с целью нахождения мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, с чем группа не справилась. Единственный плюс в её деятельности, по мнению А. Лавриной, это то, что стороны несколько раз обсуждали возможность возвращения на начальном этапе 5 районов вокруг Карабаха, а в последствии двух других с определением статуса Карабаха в будущем.
«На это армянская сторона сперва соглашалась, а потом всё же решила отступить. В итоге, Азербайджану пришлось решать вопрос самому, освободив свои оккупированные территории пусть военным путём, за то, всего за 44 дня, вместо безрезультатных тридцатилетних переговоров. Ну, а так называемый «статус» Карабаха канул в небытие. А что еще оставалось Азербайджану, когда Армения не шла на переговоры, а МГ ОБСЕ бездействовала?
На протяжении всего периода Второй Карабахской войны МГ ОБСЕ также не выказала никакого участия, и не продемонстрировала никакого чёткого подхода к ситуации, ну а Сенат Франции, страны-сопредседателя, вообще шёл на поводу у армянских диаспорских организаций. Активной была только Россия, которая не повелась на попытки армянского правительства втянуть её и ОДКБ в конфликт против Азербайджана. Сегодня российские миротворцы размещены в азербайджанском Карабахе и совместными усилиями, Россия и Азербайджан выстраивает новую повестку, работая над реализацией различных проектов. Так что, МГ свой шанс миротворца упустила и утратила авторитет в глазах Азербайджана, да и всех тех, кто здраво оценивает ситуацию», – отметила азербайджанский политолог.
По мнению А.Лавриной, сегодня, организация пытается показать, что она всё ещё существует, пусть больше на бумаге, чем на деле. Проведение встреч, телефонных разговоров, то с армянской, то с азербайджанской стороной носит скорее протокольный характер. Когда речь заходит об обеспечении стабильности в регионе, тут ситуация больше зависит от стран региона, чем от МГ ОБСЕ.
«Мы были свидетелями, когда остатки армянских военных в Карабахе совершили вооруженную провокацию против азербайджанских военнослужащих. Провокации устраивались с целью нарушить покой, спровоцировать беспорядки и в то же время подставить российских миротворцев. Где в то время была МГ ОБСЕ? Где были громкие заявления с осуждениями и призывами к Армянскому правительству не допускать таких провокаций? Из этого следует, что при необходимости, решать вопросы с обеспечением мира и стабильности будут сами страны региона, но никак не Франция или США в формате МГ ОБСЕ», – подчеркнула политолог.
Тем не менее, как считает А. Лаврина, Минская группа всё еще может сыграть свою роль площадки для встреч и обсуждения дальнейшего развития региона. Азербайджан сразу по завершению конфликта успешно начал восстанавливать регионы и развивать транспортно-логистическую структуру. Этот процесс, который намерен укреплять региональное взаимодействие, требует много внимания и регулярного взаимодействия. Так что, это первое направление, где организация еще может быть полезной.
«Во-вторых, МГ ОБСЕ, может быть полезной, если поможет Азербайджану привлечь к ответственности всех тех, кто виновен в гибели невинных граждан. Обстрелы мирных жителей Азербайджана в Тертере, Барде, Гяндже, и все те разрушения, которые были учинены на ранее оккупированных территориях, виновные должны понести должное наказание. Хватит прикрываться словами о мире и необходимости смотреть в будущее. Азербайджан смотрит, видит и самостоятельно строит светлое будущее, от которого будет хорошо всем странам в регионе, а вот МГ ОБСЕ должна объективно оценивать ситуацию и ускорить процесс привлечения виновных к ответственности.
Армения всё еще ссылается на Минскую группу с целью активизировать разговоры о «статусе» Карабаха, но это проигрышный вариант. Будет ли расформирована группа? Не думаю. Будет ли у неё решающий голос? Нет, никогда не было и быть не может. И во всё этом виновата сама группа, которая отказывалась объективно оценивать ситуацию», – подчеркнула азербайджанский политолог.