Армянский эксперт считает, что заявления о реванше – пустой звук, реваншисты, а они же условные оппоненты Пашиняна, прекрасно понимают, что не придут к власти.
В Армении продолжаются акции протеста, бывший президент этой страны, представитель «карабахского клана» Роберт Кочарян практически открыто заявляет о своей готовности возглавить страну, кандидат в премьер-министры от группы оппозиционных партий Вазген Манукян говорит о необходимости ухода Никола Пашиняна. При этом, несмотря на поражение в войне, рейтинги действующего премьер-министра Армении, по-прежнему, достаточно высоки.
Что же происходит в Армении после окончания Второй Карабахской войны? Как передает AZE.az, своим мнением в беседе с Media.Az поделился известный армянский правозащитник Георгий Ванян.
– Почему сохранил власть Никол Пашинян, несмотря на поражение Армении в войне?
– Да, если бы был классический сценарий, то Никол Пашинян должен был уйти. Но так не случилось. Давайте обратим внимание на рейтинги. В соцопросы в таких странах, как Армения, верить не очень стоит, но тем не менее, уровень доверия к нему намного выше, чем у всех остальных вместе взятых политиков. Я основываюсь и на своем общении с людьми, это на самом деле так. Это говорит о том, что за последние 30 лет людей «затоптали». И сейчас народ думает: «Да пусть будет Пашинян, лишь бы не те, кто были до него».
– А что вы думаете о реваншистских высказываниях в Армении, которые часто звучат после войны?
– Я вам объясню. Реваншисты, а они же условные оппоненты Пашиняна, прекрасно понимают, что не придут к власти. Это просто риторика. Мол, не трогайте нас, наш бизнес, оставьте наше имущество, миллиарды, миллионы или сотни тысяч – у всех по-разному. То, что мы наворовали – «наши честно заработанные средства». Здесь нет политики.
Отдельный момент – никто не знает, в том числе и сам Никол Пашинян, что на уме у президента России Владимира Путина. Делают какие-то предположения, но на уровне Путина с Арменией не говорят. В итоге здесь прислушиваются к тому, что скажут «террористические пропагандисты» Соловьев, Симоньян, Багдасаров. Еще раз подчеркну: те люди, которые говорят о реванше, просто боятся потерять свое состояние.
– У вас нет ощущения того, что Армения находится под внешним управлением? Сказали что-то из Москвы, и Ереван взял «под козырек». Или из Вашингтона, или еще откуда-то…
– Давайте исключим всех, оставим только Россию. Все, что есть в Армении, принадлежит России. Началось это после того, как Роберт Кочарян захватил власть в Армении. Была такая программа «Имущество в обмен на долги». Все стратегические объекты, включая железную дорогу, были переданы под управление Москвы. Даже газопровод из Ирана в Армению. Его, кстати, хотели построить с учетом возможного транзита газа в Грузию. Россия была против, в итоге пропускная способность трубопровода была уменьшена, а затем, как я уже сказал, сама труба перешла под управление РФ.
Из-за карабахской авантюры Армения потеряла все. Все под внешним управлением. Я неоднократно говорил, что революции 2018 года в Армении не было (в 2018 году к власти пришел Никол Пашинян – ред.). Революция была в 1988 году, когда ЦК Компартии Армении постепенно, «бархатным» путем передала власть комитету «Карабах». А это были ставленники советского КГБ. Они и до сегодняшнего дня управляются Россией. До сих пор в Армении «однопартийная система», несмотря на то, что в стране зарегистрированы десятки политических партий.
– Что вы думаете о возвращении Роберта Кочаряна в «большую политику» в Армении? Он побывал в России, дал большое интервью российскому изданию «Спутник». Может «карабахский клан» в лице Кочаряна вернутся к власти в Армении?
– Роберт Кочарян просто поднял рейтинг Никола Пашиняна своими заявлениями. Что он говорил? Только транслировал сплетни бабушек, сидящих на скамейке возле подъезда. Он –«провинциальный ястреб», «патриот», не больше. Но с деньгами, которые боится потерять.
У любого человека возникнет вопрос: если идет национально-освободительное движение, то каким образом его лидер внезапно становится миллиардером? И это в такой бедной стране, как Армения! А ведь не только он обогатился! Как могут быть в уничтоженной, разрушенной стране генералы, ставшие миллионерами?! Уже ясно, что это преступление против своего народа.
У Кочаряна столько же возможностей прийти к власти, как нам с вами стать актерами театра оперы и балета (смеется). Но, конечно же, надо посмотреть на реакцию Москвы и президента Путина. Впрочем, я не думаю, у него есть такие планы в отношении Роберта Кочаряна, Сержа Саргсяна и других. Однако использовать Кочаряна и Саргсяна в качестве элемента давления на Никола Пашиняна Москва может, чтобы он всегда был в напряжении и оставался послушным.
– Давайте перейдем к итогам войны. В Армении есть ощущение того, что возник мир между азербайджанским и армянским народами?
– Пока нет. Есть страшное напряжение, опасение того, что все может повториться в любой момент. Сегодня российские миротворцы занимаются гуманитарными вопросами в Карабахе. Но при этом мы не знаем, что они завтра будут делать…