Армянская сторона больше всего потеряла в результате оккупации азербайджанских территорий, так как появились у них захваченные земли, и что – они не стали ими пользоваться, не сделали их для людей.
Запустив сепаратистский процесс в Карабахе, захватив чужие земли, армяне разрушили свое же будущее на долгие десятилетия.
Российский политолог, специалист по межнациональным конфликтам, журналист Евгений Михайлов на днях посетил освобожденные от оккупации территории Азербайджана, а также Гянджу, второй по величине город страны, мирное население которого во время второй Карабахской войны жестоко подверглось неоднократным ракетным обстрелам со стороны ВС Армении, в результате чего погибли в том числе и дети, а также многие остались сиротами.
Как передает AZE.az, в интервью «Москва-Баку» политолог рассказал, что его по-настоящему задело во время посещения постконфликтного Азербайджана.
– Евгений Александрович, известно, что вы посетили освобожденный от оккупации Агдамский район Азербайджана. Где были еще? И что по-настоящему из увиденного сильно задело, как говорится, не выходит из памяти?
– Сначала я посетил Гянджу, был на месте нанесения удара ВС Армении по Парку 45-летия Победы и жилому дому. Встретился с жителем Гянджи, у которого в результате ракетного удара из родных осталась в живых трехлетняя внучка. Ее родители погибли во время армянского обстрела – мама, которая ждала еще одного ребенка, папа и бабушка. Я взял у него интервью и остался под глубоким впечатлением от того, что услышал и увидел. На месте удара по жилому дому в Гяндже сейчас лежат игрушки – в память о том, что здесь погибли беззащитные дети. Все, что я увидел, кричало о большой трагедии, которая произошла здесь в результате подлого ночного удара по мирному населению. Армянская сторона не могла победить в бою и била по мирному населению – это был такой акт запугивания. Но не помогло.
Этот оставшийся с внучкой дедушка живет теперь на съемной квартире. В ближайшее время их должны обеспечить новой квартирой. Государство после второй Карабахской войны оказывает поддержку пострадавшему населению. И это вызывает уважение к руководству страны.
После Гянджи я поехал в Агдам. С Агдамом связана история из моей юности. Я рос в станице. Мне было лет 10-12, в это время к нам постоянно на уборку сельхозпродукции приезжали солдаты. Кажется, в 1983 году остановился у нас стройбат, и в нем по больше части были ребята из Азербайджана, среди которых и агдамцы. Край у нас благодатный и они приезжали летом убирать сады.
И я помню, как эти агдамские ребята всегда нас, ребятишек, угощали фруктами и рассказывали про свой край, свою родину – о ее красивых садах. Так я еще пацаном узнал о красоте Агдама. И, приехав в Агдам сейчас, я понял, что он действительно был красив. Видно, что все здесь было монументально: широкие улицы, театр, от которого, к сожалению, остались одни развалины, резиденция карабахского хана.
Видно, что люди жили хорошо. Вспоминая то, как агдамские ребята рассказывали во время моего детства, и видя то, что сделали с Агдамом во время оккупации, я ужаснулся – что с ним сделали… В детстве я всегда хотел попасть в Азербайджан. Азербайджан – это страна для всех, кто бы что ни говорил. Здесь могут ужиться любые народы, здесь нет места сепаратизму, национализму.
В Агдаме нам показали место захоронения зверски убитых жителей города Ходжалы. Люди на месте захоронения установили памятные доски.
Признаюсь, остался под глубоким впечатлением от того, как те, кто оккупировал чужие территории, относились к чужому же вероисповеданию. Разрушены мечети, видно, что в них пасли скот.
Впечатлило разграбленное, разбитое захоронение карабахских ханов. В доме-резиденции основателя Карабахского ханства Панах Али-хана также явно пасли свиней. Великолепные здания полуразрушены, запущены. Могилу известной поэтессы, дочери последнего карабахского хана Хуршидбану Натаван буквально всю вывернули, как вывернуты и другие увиденные мною могилы. Вокруг кости. Агдамская мечеть также находится в ужасном состоянии. Я, как и другие журналисты, остались под глубоким горьким впечатлением от произошедшего здесь.
До оккупации люди жили здесь хорошо. Все здания из камня. Прекрасная природа. А сейчас – руины. И среди этих руин только два целых больших здания в хорошем состоянии. Это армянские казармы, которые они впопыхах бросили, как и военную технику. Сейчас в этих зданиях находятся азербайджанские военные. Для сравнения – полная разруха и эти два здания стоят. Это неприятно впечатляет. Очевидно, что армяне никогда не собирались благоустраивать эти оккупированные земли, не намеревались даже здесь массово жить. Зачем тогда было оккупировать?!
Я возмущен варварством, учиненным здесь, разбивающим все мифы, легенды, которые пыталась продвигать армянская сторона в течение 30 лет оккупации. Тот, кто увидит освобожденные от оккупации земли – поймет, кто на самом деле виноват в том, что произошло. Что виновата армянская сторона. Да, это был период развала Советского Союза, которым сепаратисты воспользовались. Армения использовала в том числе наемников для уничтожения мирного азербайджанского населения в Карабахе, они стирали целые города с лица земли, проводили политику выжженной земли – чтобы никто на ней никогда не жил. Как говорится в русской пословице «и сам ни гам и другому не дам».
– Что послужило, на ваш взгляд, главным спусковым крючком к оккупации и такой политике выжженной земли?
– Национализм, сепаратизм, вековая ненависть, ничем, на мой взгляд, не обоснованная – ко всему мусульманскому, ко всему «турецкому». В Армении же не принято называть азербайджанцев азербайджанцами, скорее – «турками». И эта ненависть, увы, видна везде и сейчас – и в социальных сетях, и в СМИ. Хотя есть и здравые рассуждения с армянской стороны. Но ведь в Советском Союзе вместе жили, были совместные браки.
В Баку сейчас живет порядка 30 тысяч армян. Ненависть со стороны армян выплеснулась перед развалом Советского Союза, откуда она только взялась?! Ведь конфликт начался не в конце 20 века, а еще в начале 19-го. Что сделали азербайджанцы армянам? Ничего. Наоборот, Азербайджан всегда принимал у себе разные народы. И сегодня в Азербайджане представители всех национальностей живут на равных правах, живут прекрасно.
И ведь именно армянская сторона больше всего потеряла в результате оккупации азербайджанских территорий. Ну появились у них земли, и что. Они не стали ей пользоваться, не сделали ее для людей. В Баку в советское время армяне имели прекрасные должности, прекрасную жизнь. Никто не делил по национальностям. У них было все. Они прекрасно себя чувствовали. Но им показалось мало.
И, запустив сепаратистский процесс в Карабахе, захватив чужие земли, они разрушили свое же будущее на долгие десятилетия. Сейчас Азербайджан вернул свои земли. Но, к сожалению, неизвестно, сколько времени еще пройдет, чтобы в некоторых мозгах армянского народа, в их помыслах не было желания отомстить, не было желания реванша. Как говорится в России – возлюби своего ближнего. Если он тебе ничего плохого не желает, так за что его уничтожать?
Во время своей поездки в Азербайджан я разговаривал с сестрой погибшего азербайджанского военнослужащего русской национальности Дмитрия Солнцева – Юлией Солнцевой. На днях у меня выйдет сюжет, как русские во второй Карабахской войне сражались за Азербайджан.
В Азербайджане во время войны все как один, независимо от национальности, готовы были идти воевать за свою родину. Это был единый порыв. Доходило до того, что всех желающих не брали. Это действительно была Отечественная война. Такое в душе народа было желание вернуть стране территориальную целостность, чтобы на свои родные земли вернулись те, чьи семьи были вырезаны, убиты, запугиванием изгнаны из своих домов. Я уверен, что Карабах после освобождения и возвращения Азербайджану станет процветающим регионом. И армяне тоже увидят это, что они потеряли в результате своей воинственности, ненависти к соседям. Это будет самым больным для них ударом.
Многие в Армении ведь понимают, что Азербайджан – богатая страна, которая их обеспечит, что азербайджанцы не питают к ним ненависти. Ведь им всегда говорили: ребята, давайте жить в мире, верните только нам наши территории. И у азербайджанцев сейчас нет ненависти. Они хотят жить в мире, к сожалению, пока в отличие от армянского населения. Я знаю, что родственникам русских военнослужащих приходили оскорбления с армянской стороны, что, вот, заставили за тюрок воевать. Ну это бред какой-то. Это настолько зашоренное сознание. Родина в многонациональном Азербайджане для всех одна.
– Безусловно, на восстановление Карабаха понадобится большое количество времени…
– Да, на это понадобится продолжительное время. В первую очередь необходимо создать дорожную инфраструктуру, что сейчас и происходит. Строится аэропорт в Физули, строится дорога в Шушу. Далее будет развертываться масштабное строительство. Конечно, исключительно своими силами Азербайджан будет справляться долго. Но уже сейчас мы видим, как подключаются другие государства. Власти страны в лице Ильхама Алиева заинтересованы в ускоренном восстановлении территорий и исключительном качестве жизни на них. Уверен, это будет обеспечено в полной мере.
– По сравнению с другими постконфликтными территориями, где вы были, увидели какие-то особенности здесь, на освобожденных территориях Азербайджана?
– Меня больше всего поразило то, что во время оккупации здесь целенаправленно уничтожалась история азербайджанского народа. Это, буквально, была главная задача. Глубоко выкорчевывалась любая принадлежность этой земли азербайджанцам. Я увидел фактически геноцид истории азербайджанского народа. Явно хотели стереть с лица земли, чтобы даже не было никакого упоминания, что здесь жили азербайджанцы. Такого я нигде не видел. Если брать поверхностно, в бытовом ощущении, наверное, действительно ощущения, будто эти земли после атомного взрыва. Если сверху смотреть – с геликоптера – это особенно ощущается, сплошные разрушения.
– Сейчас армянская сторона продолжает очень напористо утверждать, что армянские памятники на возвращенных Азербайджану территориях находятся под угрозой…
– Армянская сторона уничтожила на оккупированных территориях все. И говорить, что их памятники находятся под угрозой – это не более, чем агрессивная клевета, информационный вброс, чтобы бедный армянский народ пожалели, чтобы вновь исказить реальность, жертву поставить на место агрессора. Но не выйдет. Азербайджанский народ до уничтожения памятников чужой культуры никогда не опустится. Тем более известны факты того, что христианские церкви на этих территориях также «обрабатывались», «арменизировались», хотя к Армении не имеют никакого отношения.
Если бы азербайджанцы хотели что-то уничтожить, они бы давно это сделали. И тогда не было бы ухоженной церкви в самом центре Баку. Но она стоит. А вот армяне полностью выкорчевывают историю, чтобы не было упоминания о «турках» – азербайджанцах. Хотят, чтобы упоминались только они сами. Получается очень сильный контраст – мультикультурный Азербайджан и моноэтническая Армения.
Нет плохого народа, есть плохие люди. Я общался в России с армянами, которые уехали из Азербайджана и они сами говорят – чего нам не хватало, чего не хватало тем, кто все это устроил. Есть те, кто говорит, что из-за карабахского конфликта потерял свою родину – Азербайджан. И действительно, в Азербайджане всегда было благодатно. Общеизвестно, что бакинцы были как бы особой кастой людей. На вопрос, кто ты, человек отвечал: бакинец. Еврей, русский, армянин – неважно, он бакинец. Не было национальности, это просто была страна, цветущая республика Азербайджан, где в мире жили все народы. Но из-за армянской оккупации получилось то, что мы видим.
Я уверен: все, что было разрушено варварами в Карабахе, по-другому я их никак не могу назвать, будет восстановлено. И здесь будет еще лучше, чем до этого. Я в этом более, чем уверен. Это будет сделано в том числе и для того, чтобы мировое сообщество увидело, что Армения пыталась уничтожить культуру, историю Азербайджана.
В Карабахе, его истории – часть государственности Азербайджана. Армении не удалось здесь выкорчевать память об азербайджанском народе, им не удалось ничего сделать за 30 лет. Когда Азербайджан все это восстановит, армянская сторона увидит, насколько цветущим стал Карабах. Если они воспринят это как люди, которые осознали, что они потеряли из-за конфликта, Азербайджан их примет с распростертыми объятиями.