По мнению экспертов, в случае дальнейшего продолжения политического кризиса страна может лишиться государственности.
Если даже Армения и народ этого образования и выберутся из кризиса, то они уже не будут прежними. И политически, и с точки зрения ментальной и моральной. Что касается политической точки зрения, то сегодня мы наблюдаем зачаточное состояние обратного от парламентской к президентской республике.
После того, как в 2018 году в Армении произошла революция, система управления страной изменилась с президентской на парламентскую с ослаблением роли президента, который становился чисто номинальной фигурой, с параллельным усилением роли парламента и правительства во главе с премьером.
Сегодня же автор этой трансформации Никол Пашинян, занимающий пост премьер-министра, находится в подавленном состоянии. Против него действует – естественно в своих собственных интересах – действующий президент Армении, фигура, повторимся, чисто номинальная – Армен Саркисян.
Как передает AZE.az со ссылкой на Vzglyad.az, Армен Саркисян стал президентом во многом благодаря бархатной революции. Продолжай Серж Саргсян оставаться руководителем страны, А.Саркисян наверняка не стал бы известной фигурой. А как поступает армянин, когда надвигается какая-то проблема, бедствие или тонет корабль? Помогает людям? Пытается хоть чем-нибудь быть полезным другим? Увы, нет. Любой армянин, когда надвигается беда в основном ведет себя следующим образом: или убегает, оставляя вас в беде, а если нет такой возможности, то из кожи вон лезет, чтобы удар пришелся на кого угодно, только не на него.
Именно так и ведет себя сегодня Армен Саркисян – человек, который до недавнего времени находился в тени, и которому прочили место “тишайшего” в истории армянского образования.
Но каково преображение…
Армен Саркисян, учуяв запах гари, исходящего из “рюкзака”, с которым Никол носился по революционному Еревану образца 2018 года, ищет лазейку как бы “выжить” и хоть что-то за собой сохранить после возможной отставки Пашиняна. Он уже неоднократно выступал с открытой критикой в адрес слабеющего премьера, давая понять его не покидающим улицы противникам, что действует с ними заодно.
Но оставим грязные политические методы и интриги Армена Саркисяна на его собственной совести и рассмотрим вопрос, куда же катится сама Армения. Добавим только, что ослабление позиций Пашиняна, наоборот, усилило позиции Армена Саркисяна. И эксперты уже говорят, что он превратился из “перерезателя ленточек” в политическую фигуру со своим видением и позицией происходящего.
Таким образом, он не захотел и дальше быть кабинетной “амебой”, безучастной к политическим событиям в стране. Кроме того, он побоялся того, что если вовремя не открестится от Пашиняна, то в случае падения премьера падет вместе с ним. Одним из ярких демаршей Саркисяна, претендующего на то, чтобы с ним считались как сторонники Пашиняна, так и оппозиционные ему силы, является его недавний отказ подписывать распоряжение действующего премьера об отставке начальника Генштаба Армении. Как минимум, это свидетельствует о наличии определенных разногласий между Пашиняном и Саркисяном, чего до войны никогда не было.
Всем понятно, что ныне происходящее в этом образовании без последствий не останется. Пока непонятно какие, но они будут.
Эксперты поговаривают о том, что в случае дальнейшего продолжения политического кризиса страна может лишиться государственности. Этот процесс может проистекать одновременно по двум направлениям. Во-первых, продолжительное противоборство нескольких клановых группировок может привести к затяжной гражданской войне с применением оружия и техники. С другой стороны, продолжительный на фоне внутриполитической нестабильности, а в дальнейшем неразберихи, отказ Армении выполнять взятые на себя обязательства по договору от 9-10 ноября по предоставлению Мегринского или Зангезурского (Сюникского) коридора, может привести к ситуации, когда у азербайджанской стороны переполнится чаша терпения.
В истории есть много примеров того, как против стран, отказывавшихся выполнять взятые на себя обязательства, применялись очень серьезные санкции вплоть до ввода войск. В качестве одного из примеров можно привести Рурский конфликт, когда в 1923 году в Рурскую область Германии были введены франко-бельгийские войска с целью наказать Веймарскую республику за задержку в деле выплаты репараций странам Антанты. Тогда задержка в выплате репараций привела к оккупации Рурского угольного бассейна.
Что же касается карабахского клана, то у одного из его представителей Роберта Кочаряна на фоне падения рейтинга Пашиняна заметно выросли. Хотя дача одного-двух интервью зарубежным журналистам и утверждение о том, что при нем армянскому народу жилось лучше и не было бы войны, не могут свидетельствовать о росте рейтинга и популярности.
Какого-то очевидного лидера против Пашиняна в Армении сейчас нет. Да и у самого премьера несмотря на всю неблагодарность армянского народа сторонников все же хватает.
На фоне всего происходящего дал о себе так же знать и первый президент Армении, и между прочим один из основных виновников углубления армяно-азербайджанского конфликта и как следствие нынешнего кризиса в Армении Левон Тер-Петросян.
Один из восставших из политической могилы наряду с Кочаряном и Сержем Саргсяном, Тер-Петросян тоже был категоричен: Пашинян должен подать в отставку и уехать из Армении. Понятное дело, что Тер-Петросян руководствуется тем, чему был свидетелем при Пашиняне. Ведь в случае ухода Пашиняна и возвращения во власть карабахского клана, Кочарян и Саргсян и иже с ними не простят ему ой очень многого.
А вообще, за происходящим в Армении невозможно следить без некоторого смешка и задумчивого почесывания затылка. Словно бесконечный комедийный сериал. Когда такое количество армян не могу решить кризис и прийти к согласию тогда, как еще недавно заявляли: “Мы такие «фидаины», что если даже армян останется всего 5 человек, нас и тогда никто не сможет завоевать”.
Согласитесь, разве не смешно смотреть за тем, что в соседнем образовании не могут сделать два с половиной миллиона человек – помирить общество и усадить конфликтующие стороны за стол переговоров. Прийти к согласию, усмирить собственную гордыню и амбиции, стать, такими как все граждане этой планеты…