Eurasianet: Азербайджан может стать мостом между Турцией и Китаем

Экономические перспективы у Азербайджана растут, расширяется и участие нашей страны в масштабных проектах, передает AZE.az.

Анкара возобновляет попытки присоединения к китайской инициативе “Один пояс – один путь”, и в этих планах ключевым звеном выступает Азербайджан, пишет Eurasianet. В 2015 году Турция предложила свою территорию в качестве отправной точки для “Транскаспийского международного транспортного маршрута” или “Среднего коридора” – самого короткого пути между Китаем и Европой. Турция сотрудничала с Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном по развитию транскаспийских маршрутов, и в 2017 году была открыта железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, проходящая через Южный Кавказ.

Однако, согласно данным мониторинговой группы Global Trade Alert, за последние три года Турция увеличила таможенные пошлины и квоты на импорт, что повлияло на Китай больше, чем на любую другую страну. Неудивительно, что товарооборот между странами упал.

Сегодня Турция укрепляет позиции на постсоветском пространстве. Об это свидетельствует и ее поддержка Азербайджана во Второй Карабахской войне, и недавний визит министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу в Центральную Азию.

Всего через два месяца после ноябрьского прекращения огня в Нагорном Карабахе Турция утвердила соглашение о преференциальной торговле с Азербайджаном. Оно охватывает лишь 30 из 5 тыс. наименований товаров. Пока это небольшой вклад в двустороннюю торговлю, но это предвестник расширения сотрудничества. Подписанное в декабре соглашение о поездках по внутренним паспортам призвано стимулировать двустороннюю торговлю за счет поощрения взаимодействия между людьми.

Турция также может извлечь выгоду из январского соглашения между Азербайджаном и Туркменистаном по совместной разведке и разработке углеводородных ресурсов на месторождении “Достлуг” в Каспийском море. Газ пойдет через Грузию и Турцию в Европу. Кроме того, 23 февраля в Турции прошла трехсторонняя встреча министров иностранных дел Азербайджана, Турции и Туркменистана.

Анкара также вернулась к планам по заключению регионального торгового соглашения 4 марта во время саммита Организации экономического сотрудничества – организации, созданной в 1985 году Турцией, Ираном и Пакистаном. Подчеркнув незначительный прогресс организации, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган призвал удвоить показатели торговли между странами ОЭС к 2025 году.

После распада Советского Союза Анкара быстро признала независимость тюркоязычных республик. В 1991 году было создано Турецкое агентство по сотрудничеству и координации для расширения культурных и экономических связей, а затем, в 2009 году, Тюркский совет. За это время Китай утвердился как экономический гегемон в Центральной Азии. Пекин пытался установить более тесные связи с Турцией, но, несмотря на инвестиции в промышленность, энергетику, транспорт и телекоммуникации (первый поезд из Китая прибыл в Анкару в конце 2019 года) крупных проектов не намечалось.

Разговоры о модернизации Китаем железнодорожной сети Турции ни к чему не привели; то же самое с переговорами по строительству третьей АЭС. Как написал в этом месяце директор Турецкого центра азиатско-тихоокеанских исследований Сельчук Чолакоглу, Анкара опасается предлагать выгодные контракты китайским фирмам-конкурентам.

Однако тот факт, что и Турция, и Китай все больше расходятся с Западом, может послужить поводом для товарищеских отношений. Теперь вопрос заключается в том, воспользуется ли Турция импульсом, достигнутым в отношениях с Азербайджаном, сократив препятствия на пути к собственному видению торгового коридора до Китая.