Насколько опасны новые штаммы коронавируса? Нужно ли применять новое лечение?
Препараты для лечения пациентов с COVID-19 следует подбирать индивидуально, тем более, что специальных лекарств, которые бы воздействовали на вирус, не существует, сказал врач.
В Азербайджане пациентам нередко прописывают лекарства независимо от того, нужны они им или нет. Об этом Sputnik Азербайджан сказал сотрудник кафедры инфекционных болезней Азербайджанского медицинского университета, доктор философии по медицине Вугар Джавадзаде, комментируя вопрос о том, нужно ли менять протокол лечения от COVID-19 из-за появления новых штаммов вируса.
Ранее врач клиники Med Era Hospital Агиль Ахундов сообщил на своей странице в соцсети, что некоторые лекарства, используемые для лечения пациентов, инфицированных коронавирусом, больше не дают должного эффекта. В частности, он указал, что при лечении пациентов с коронавирусом врачи не могут выходить за рамки установленного протокола лечения.
Независимо от того, эффективны ли препараты, указанные в протоколе, они обязаны использовать именно их при лечении пациентов, указывает врач: “У TƏBİB есть протокол. Пусть составят другой, по нему и будем работать. Допустим, я вышел за рамки протокола у пациента, которого лечил, и с ним что-то случилось. Если на меня подадут в суд, на основании какого документа суд станет выносить решение? Конечно же, на основе протокола TƏBİB… Поэтому мы не можем выходить за рамки протокола при лечении пациентов с коронавирусом”.
По словам Ахундова, многие пациенты, которых он лечил с сентября по декабрь, принимали препарат “Фавипиравир”, и результаты были отличными. Но теперь лечение данным препаратом не дает прежнего эффекта. “Мы не знаем, возникла ли резистентность или изменился штамм, лекарства не действуют так хорошо, как раньше”, – пишет врач.
Принципы лечения переносимых по воздуху вирусов практически идентичные, отмечает Джавадзаде. В частности, британский штамм представляет собой мутацию COVID-19: “Если говорить простым языком, предком британского штамма является COVID. Мутация стопроцентно его геном не меняет. Мутация – это изменение структуры белков и аминокислот. Будь то британский штамм или африканский, изменений в лечении тут быть не может, оно проводится по одному и тому же принципу”.
Просто, когда вирус мутирует, болезнь протекает в более агрессивной форме, продолжает Джавадзаде. Пациентам быстро становится хуже, их сатурация падает: “В последнее время мы наблюдаем эти симптомы у пациентов”.
По его словам, препараты должны подбираться для пациентов индивидуально, их следует назначать на основании результатов клинических лабораторных исследований. Специальных лекарственных препаратов, которые бы воздействовали на вирус, не существует: “Люди принимают в домашних условиях препарат “Фавипиравир”. Однако до сих пор нет научных доказательств, что этот препарат эффективен при лечении COVID-19. И порой больные, принимая его, видят больше вреда, нежели пользы”.
Если осенью состояние заболевших ухудшалось постепенно, то сейчас осложнения появляются с первой недели, указал Джавадзаде. Кроме того, лечение на сегодня не дает того эффекта, как осенью.
“Пациента следует лечить правильно. Не нужно выписывать лишние препараты. При наличии клинических показаний доза любого прописанного лекарства может быть увеличена. К сожалению, сегодня пациентам прописывают лекарства независимо от того, нужны они им, или нет”, – сказал эксперт, добавив, что когда пациент “перегружен” лишними лекарствами, его иммунитет снижается, и в такой ситуации болезнь прогрессирует быстрее.
При этом Джавадзаде полагает, что в настоящее время протокол лечения, назначенный TƏBİB (Объединением по управлению медицинскими территориальными подразделениями), является одним из наиболее эффективных в мире.
В TƏBİB в ответ на запрос Sputnik Азербайджан сказали, что никаких изменений в протоколе лечения в связи с распространением британского штамма не было: “Как вы знаете, до сих пор нет одобренного лекарства от коронавируса, лечение болезни проводится поддерживающей терапией. Есть несколько противовирусных препаратов, которые оказывают определенное действие, и мы используем эти лекарства, как и во всем мире”.