По мнению российского эксперта, произошел полный крах и развал «карабахского клана». Раньше этот клан представлял из себя значительную силу, но после событий минувшей осени мы видим его распад на мелкие группировки.
Накануне в Армении (в городе Севан) прошел очередной митинг так называемого «Движения за спасение отечества», которое выдвинуло в качестве кандидата на пост главы правительства бывшего премьер-министра, экс-министра обороны, соучредителя и координатора националистического Комитета «Карабах» Вазгена Манукяна.
«Движение за спасение отечества» по сути является структурой, призывающей к реваншу, к новой войне с Азербайджаном. Если кратко, то задачи, которые ставят перед собой реваншисты – это свержение и осуждение Никола Пашиняна, захват (приход к власти), объявление подписанного в ноябре Заявления по Карабаху недействительным, восстановление за короткий срок экономики и армии.
Как передает AZE.az, известный российский политолог, специалист в области международных отношений, эксперт Российского совета по международным делам, доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ Алексей Фененко в беседе с Caliber.Az отметил, что вышеприведенные тезисы – это описание сценария прихода к власти Вазгена Манукяна, «один в один».
«Давайте я напомню вам его биографию. В 1996 году этот человек организовал волнения в Армении под предлогом того, что президент Армении Левон Тер-Петросян «сдает Карабах». В феврале 1998 года Вазген Манукян фактически сверг Левона Тер-Петросяна из-за того, что последний согласился в конце 1997 года на компромиссное соглашение по Карабаху. И вы сейчас точно описали вариант прихода к власти этого опасного политика», – отметил Алексей Фененко.
– А как же второй президент Армении Роберт Кочарян? Разве у него не больше шансов, чем у Вазгена Манукяна?
– Мне кажется, что Кочарян, чтобы там ни было, уже ушедший политик. Обычно после ухода крайне трудно вернуться. Кроме того, Роберт Кочарян даже более умеренный, чем Вазген Манукян. А армянские радикалы хотят, чтобы у власти был агрессивный политик.
Проблема Роберта Кочаряна в том, что для радикалов он излишне умерен, для западников – он пророссийский, а для пророссийского электората – он слишком прозападный. В этом его главная проблема.
– Кстати, Роберт Кочарян в своем интервью российскому телеведущему Владимиру Познеру сказал, что состояние армянской армии сейчас не позволяет думать о реванше…
– Да, и этот подход отличается от того, что декларирует Вазген Манукян, призывающий идти «отбивать» Карабах если не сегодня, то завтра. Но, еще раз отмечу, что у Роберта Кочаряна нет электоральной опоры в Армении.
– Но ведь ее нет и у Вазгена Манукяна? Судя по опросам общественного мнения, политическая сила Никола Пашиняна победит на внеочередных парламентских выборах. Да, наберет не 50 с лишним процентов, но около 30% – точно.
– Здесь очень многое будет зависеть от того, какую позицию займет президент Армении Армен Саркисян. Мы забываем об этой фигуре, а она очень важна в политических раскладах. Если Армен Саркисян начнет игру против Никола Пашиняна, то результат для армянского премьера может быть не очень благоприятным.
Что касается электората Вазгена Манукяна, то это – улица, агрессивные городские маргиналы. Они плохо понимают, что такое война, но с удовольствием готовы покричать «Даешь войну!». Именно на них Манукян и делает ставку.
Хочу еще добавить важный момент, касающийся особенностей армянской политики.
Произошел полный крах и развал «карабахского клана». Раньше этот клан представлял из себя значительную силу, но после событий минувшей осени мы видим его распад на мелкие группировки. Выставить какого-то консолидированного кандидата «карабахцы» не могут, а это играет на пользу Пашиняну.
– Кстати, а ведь Вазген Манукян – это не «карабахский клан», скорее, «ереванский»…
– Да, но Манукян надеется перетянуть к себе обиженных радикалов из «карабахского клана» и тем самым получить инициативу.