Франция откровенно мешает процессу восстановления мирной жизни в Карабахе.
Как всегда – на великом распутье. Баку кажется еще раз стоит задуматься и принять решение – грозить мечом или держать его в ножнах. Азербайджан уже не одно десятилетие и не в первый раз делает стратегический выбор между Западом и Востоком и каждый раз попадет в точку, оказываясь на коне. Однако это не освобождает от ответственности не продумывать тщательно каждый последующий шаг – недоброжелатели нашей страны, особенно сейчас, настроены на блокировку растущего влияния Азербайджана на мировой арене.
Как ипередает AZE.az со ссылкой на Vzglyad.az, усилия Франции, ее депутатов парламента, явно нацеленные на дестабилизацию процесса восстановления мирной жизни в Карабахе, вызывают все большее беспокойство в Азербайджане. Особенно, когда эта страна совершает откровенные враждебные политические пассы против нашей страны, водрузив на себя миротворческий «шлем» с надписью МГ ОБСЕ. Один из сопредседателей Минской группы, обязанный следить за балансом отношений и интересов между Азербайджаном и Армений, словно потерял чувство реальности и принимает одно враждебное решение против Азербайджана за другим. И при этом – продолжает без стеснения и смущения от своей предвзятой проармянской позиции заявлять о желании активно работать в рамках Минской группы, участвовать в каком-то там процессе «согласия обеих сторон».
Буквально несколько дней назад еще один французский депутат, Франсуа Пуппони, представил на рассмотрение парламента еще одну тенденциозную резолюцию. Инициатива парламентария, представившего Азербайджан страной-агрессором, была поддержана 33 членами французского парламента. И это после резолюций Совбеза ООН и консолидированной позиции всего мирового сообщества, осудившего оккупацию семи районов Азербайджана! Однако французские депутаты не ограничились одним Нагорным Карабахом и назвали не входящие в Нагорный Карабах прилегающие 7 районов какой-то зоной соприкосновения. Более того, французские депутаты осуждают действия Азербайджана по освобождению своих оккупированных территорий.
В связи с этим общественность страны и Милли Миджлис страны занимают четкую позицию по осуждению политики Франции в регионе, стремящейся к созданию новых очагов напряжения.
Об этом, в своем заявлении на днях еще раз заявил член Комитета по международным отношениям и межпарламентским связям, сопредседатель Комитета парламентского сотрудничества Европейский Союз – Азербайджан Джаваншир Фейзиев.
Таким образом, на данном этапе, можно сказать, Азербайджан уже вполне однозначно «голосует» против участия Франции в качестве сопредседателя МГ ОБСЕ. Просто пока не спустил на Францию всех собак. А может вполне – если начнет, например, обвинительную политику в адресс Франции в регионе, припомнив всю агрессивную человеконенавистническую политику Франции в организации геноцида в Руанде или развале Ливии, которая, после вмешательства Франции превратилась в поле нестабильности и кровавых конфликтов на африканском континенте.
Однако, тут стоит задуматься на минуту о том, в какой форме это делать. Полностью отказаться от услуг Минской группы, которая продолжает принимать малосодержательные решения по мирному процессу в Карабахе, практически подливая «масло в огонь». Или сосредоточиться на конкретном лоббирование антифранцузской компании по ее деятельности в Южнокавказском регионе?
На фоне недавнего звонка Госсекретаря США Энтони Блинкена Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, может, стоит взвесить все аккуратно еще раз. Дело в том, что Блинкен активно настаивает на продолжении сотрудничества Азербайджана с «бесперспективной» МГ ОБСЕ. При этом, вполне понятно почему так настаивает на этом Вашингтон – США хотят присутствовать в процессе поствоенного устройства в Карабахе, с приходом Байдена, они вдруг осознали в этом свой интерес. Весьма настойчиво об этом говорит и ЕС и ПАСЕ, с которым на данный момент так или иначе приходится сотрудничать Азербайджану. Несмотря на то, что нынешние отношения Баку с Брюсселем больше напоминают отношения с хамоватым соседом, у которого в какой-то момент начинаются приступы антиазербайджанской истерики, нуждающиеся в немедленной корректировке со стороны Баку.
Однако, вполне очевидно, что отказавшись полностью от услуг МГ ОБСЕ, и окончательно признав ее бесполезность в регионе, Азербайджан рискует нарваться на новую политическую склоку со стороны США и Европы. Еще большее охлаждение отношений, когда Азербайджан окончательно развеет мнение ЕС и США, что они еще как-то присутствуют в регионе.
Поэтому с весьма сбалансированным решением выступает Президент Ильхам Алиев, подчеркнувший бездарность работы группы за 30 лет, но отметивший тот факт, что Минская группа могла бы активироваться, занимаясь локальными проблемами в регионе, например передачей карты минных полей в Карабахе и 7 районах и другими вопросами. Потому что все вопросы по политической стабилизации в регионе уже рассматривает группа по трехстороннему соглашению в Москве. В этих вопросах Минской группе делать и правда нечего.
В связи с этим азербайджанской политике, очевидно, стоит, выбрать следующую, и, пожалуй, наиболее верную стратегию – соглашаясь сотрудничать по некоторым вопросам с «устаревшим рычагом» США и ЕС – МГ ОБСЕ в регионе, последовательно выступать за замену сопредседателя в этом формате – Франции. И именно замене, а не блокировке ее деятельности в этом формате. Таким образом, Азербайджан предлагает консенсус, не создавая «стресс» для самого формата. Ведь начни блокировать наша страна Францию, данная миротворческая группа вообще может перестать существовать. И подтолкнуть ЕС и США к изобретению новых «политических велосипедов», которые вряд ли нужны Азербайджана.
А вот так все замечательно. Заменой Франции на посту сопредседателя МГ ОБСЕ вполне может быть, например, Германия. На днях, с таким мнением выступил известный российский политик Сергей Марков и, пожалуй, это самое оптимальное решение на этот счет. Германия в силу своих протурецких взглядов и особым мнением по поводу выстраивания диалога со странами Восточного блока точно больше, чем Франция может быть полезна в этом процессе. А неуемному Макрону точно стоит понять, что все «черные ходы» для проникновения проармянской Франции на Южный Кавказ закрыты.