МГ ОБСЕ должна быть либо реформирована, либо распущена

«В экономической сфере нефтедобывающие норвежские компании участвует в процессе добычи газовых ресурсов в Каспии. Относительно конфликта вокруг Нагорного Карабаха, Норвегия поддерживает работу Минской группы ОБСЕ и усилия международного сообщества в плане содействия сторонам в вопросе достижения мирного урегулирования», – заявил глава МИД Норвегии Йонас Гахр Штёре в ходе пресс-конференции в Ереване.

Ничего удивительного в словах норвежского министра нет. Осло поддерживает деятельность Минской группы ОБСЕ, так как единственной целью этой структуры является не решение конфликта, а замораживание. Это и надо зарубежным нефтегазовым компаниям.

О том, что МГ ОБСЕ не в состоянии решить конфликт и поэтому целью ее является недопущение возобновления приостановленных перемирием 1994-го года военных действий, заявил недавно новоизбранный генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер. При этом ОБСЕ противоречит самой себе. С одной стороны она устами сопредседателей МГ ОБСЕ заявляет, что сохранение статус-кво недопустимо, а с другой стороны все ее действия направлены именно на замораживание статус-кво и консервацию конфликта. Ведь если она заявляет, что у нее нет мандата на оказание давления на стороны конфликта с целью принудить их принять ее предложения (например, мадридские принципы) и, одновременно, исключает военный вариант, то как она рассчитывает на то, что стороны сами придут к соглашению? Неужели МГ ОБСЕ надеется, что Армения сама, без внешнего воздействия внезапно «прозреет» и поймет, что пора освобождать оккупированные Нагорный Карабах и семь районов? Или, может, Азербайджан по ее рассчетам в один прекрасный солнечный день внезапно решит отказаться от своих территорий?

Пора открыто признать, что без сильного внешнего дипломатического давления или без войны ни одна из сторон никогда и ни за что не уступит! Непринудительный компромисс невозможен! Eсли отказаться от дипломатического давления и исключить войну как способ решения конфликта, то надежды на изменение статус-кво НЕТ. В этом и заключается противоречие МГ ОБСЕ. Она заявляет о недопустимости статус-кво, уничтожая одновременно рычаги его изменения.

А заявление главы норвежского МИД вполне понятно и объяснимо с точки зрения национальных интересов этой далекой страны. Норвегии нужны каспийские нефть и газ. Потому она и поддерживает (нулевые) «усилия» МГ ОБСЕ, что направлены они на замораживание конфликта, а не его решение.

«Усилия» эти – нулевые, потому что нет абсолютно никаких достижений. Недопущение возобновления войны – это не «достижение» и, тем более, не заслуга МГ ОБСЕ. Задачей МГ ОБСЕ было и есть решение конфликта, а не недопущение войны без решения самого конфликта. С этой целью она не справилась, и за 20 лет нет никакого прогресса. МГ ОБСЕ даже не в состоянии предотвратить незаконное заселение азербайджанских сел в Нагорном Карабахе и за его пределами и незаконную разработку природных ресурсов в оккупированном Кельбаджаре. Армяне откровенно игнорируют Минскую группу и ее предложения, и одновременно они ее сильно любят, так как та не станет, да и не в состоянии сделать абсолютно ничего, чтобы заставить их изменить наплевательскую в отношении нее позицию.

И именно по этой причине Армения отчаянно цепляется за формат МГ ОБСЕ и громче всех выступает против перенесения обсуждения конфликта в другие организации.

Азербайджан должен поднять в СБ ООН вопрос о невыполнении резолюций этой организации. Именно таким образом можно будет напомнить миру о неэффективности и бесперспективности нынешнего формата переговорного процесса, о безальтернативности которой давно уже пора перестать говорить. Альтернатива неэффективной структуре всегда есть. МГ ОБСЕ должна быть либо кардинально реформирована, либо же заменена другой международной платформой, решение которой будут обязательны к исполнению.

Избрание Азербайджана непостоянным членом СБ ООН предоставляют Баку такой редкий шанс.