Армянская сторона не спешит открывать новые транспортные коммуникации в регионе – более того, руководство страны отрицает такие возможности, передает AZE.az.
И.о. премьер-министра Армении Никол Пашинян, выступая на заседании Совбеза Армении, в категорической форме отверг открытие транспортного коридора из Азербайджана в Нахчыван через Сюник (Зангезур). По словам Пашиняна, Армения даже не собирается обсуждать такую возможность.
Между тем, именно к открытию этих коммуникаций призвал глава МИД России Сергей Лавров в ходе своих недавних визитов в Баку и Ереван. В Армении российский министр заявил, что успех работы трехсторонней группы России, Армении и Азербайджана по разблокированию коммуникаций в регионе “будет иметь решающее значение для создания условий, необходимых для нормализации общей обстановки и налаживания созидательного сотрудничества в постконфликтный период”. В Баку же Лавров подтвердил максимальную заинтересованность России в открытии транспортных коммуникаций в регионе, а также отметил, что РФ, как и президент Азербайджана Ильхам Алиев, “привержена выполнению договоренностей по нагорно-карабахскому урегулированию в соответствии с заявлением трех лидеров от 9 ноября”. Сегодня пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что Путин – “убежденный сторонник безальтернативного выполнения трехсторонних договоренностей”.
Как передает AZE.az, об этом пишет Михаил Беляев специально для “Вестника Кавказа”.
Словом, позиции Баку и Москвы в вопросе открытия транспортных коммуникаций сходятся. Иное дело – позиция Еревана. Первым на призыв главы российской дипломатии открыть транспортные коммуникации довольно недипломатично отреагировал секретарь Совбеза Армении Армен Григорян: “Нет и не будет никакого обсуждения коридора для Азербайджана через территорию Армении”. К слову, Григорян считается одним из ключевых ставленников команды Сороса в армянском правительстве. До прихода во власть он был гражданским активистом, экспертом неправительственной международной организации Transparency International и координатором оппозиционного движения “Отвергни Сержа”.
Сегодня уже его непосредственный шеф Никол Пашинян один в один повторил тезисы Григоряна: “Армения не обсуждала и не будет обсуждать возможность открытия коридора через Сюник для Азербайджана”. Отказ в предоставлении Азербайджану коридора в Нахчыван –явное саботирование девятого пункта трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года: “Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России. По согласованию Сторон будет обеспечено строительство новых транспортных коммуникаций, связывающих Нахичеванскую Автономную Республику с западными районами Азербайджана”. В этой связи контекст заявления Пескова о безальтернативности выполнения трехстороннего соглашения – более чем однозначен.
А теперь напомним, кто и как реагирует на сложившуюся ситуацию. Как уже отмечал “Вестник Кавказа” в статье “Зангезурский кризис: как повели себя международные игроки”, на сторону Армении в нынешней напряженной ситуации на армяно-азербайджанской границе встали страны Запада – Франция и (в меньшей степени) США. Как Париж, так и Вашингтон потребовали отвода азербайджанских войск – вся разница лишь в том, что французы назвали это “вторжением на территорию Армении”, а американцы – “передвижением войск на спорных территориях”. Россия же, несмотря на многократные просьбы Никола Пашиняна к ОДКБ и Кремлю, ограничилась посреднической миссией под руководством генерала Рустама Мурадова. Никаких призывов к Баку по отводу войск Кремль до сих пор не делал. Очевидно, что ни Россия, ни ОДКБ влезать в пограничный спор между Арменией и Азербайджаном не собираются, и настойчивые попытки Пашиняна втянуть в эту историю ОДКБ культурно отфутболиваются. На это есть вполне конкретные причины. Многие наблюдатели задаются вопросом, почему же армянская армия не предприняла ровным счетом никаких действий для того, чтобы остановить продвижение азербайджанских войск, если, как утверждает Ереван, речь идет о проникновении на несколько километров вглубь суверенной территории Республики Армения? Такое было бы возможно на границе Франции и Бельгии в спокойном Евросоюзе, где нет ни войн, ни военных на границе, но как подобное может случиться на границе двух кавказских государств, на протяжении последних 30 лет находившихся в состоянии войны?!
Другой, не менее важный вопрос – может ли Ереван требовать от России поддержки в этом споре, одновременно открыто саботируя трехстороннее соглашение, под которым стоит подпись Путина? “Контрольный выстрел” по армянской информационной машине, раскручивающей тему пограничной ситуации в Зангезуре, произвел 17 мая Сергей Лавров: “РФ не видит поводов для того, чтобы нагнетать эмоции из-за ситуации на армяно-азербайджанской границе”.
В основе наблюдаемого сегодня неадекватного поведения официального Еревана лежат два основных фактора: назначенные на 20 июня внеочередные парламентские выборы, а также все более явно проявляющееся внешнее управление, под которым находится нынешняя власть Армении. В краткосрочной перспективе коллективный Запад заинтересован в том, чтобы провести своего кандидата – Никола Пашиняна. Если его блок “Мой шаг” одержит победу на грядущих выборах (а шансы на это довольно высоки), то будет продолжена работа по постепенному развороту Армении на Запад. Однако Пашиняну, имеющему имидж капитулянта из-за проигранной войны в Карабахе, сегодня крайне важно “отстоять Сюник” (читай, заблокировать реализацию проекта Зангезурского коридора). Справедливости ради надо отметить, что негативную “сюникскую повестку” армянскому обществу в погоне за властью навязали, не в последнюю очередь, оппозиция и подконтрольные СМИ Роберта Кочаряна, оказав тем самым медвежью услугу России. Теперь, “зарубив” создание транспортного коридора и “защитив Сюник”, Пашинян сможет пойти на перевыборы с пусть и не очень высоко, но все же поднятой головой.
Но если смотреть на картину событий более масштабно, то разблокирование коммуникаций в регионе означает укрепление евразийских форматов сотрудничества в противовес западным интеграционным моделям. Открытие Зангезурского коридора приведет также к ослаблению позиций прозападной Грузии, которая лишается монопольного положения транспортного хаба по маршруту Восток-Запад. Москве следует быть готовой к тому, что ее геополитические противники будут бить по “болевым точкам” – пытаться дискредитировать ОДКБ руками армянских властей, саботировать выполнение трехстороннего соглашения и российское миротворчество в регионе.
Симптоматично, что сегодня в информационном пространстве Армении наблюдается солидаризация позиции прозападных и антироссийских националистов “Сасна Црер” с позицией правительства Никола Пашиняна. Например, близкий к этой группировке телеграмм-канал “Возрождение” пишет: “Все это время на власти Армении оказывалось дичайшее давление, чтобы они дали согласие на коридор. Давление со стороны России, а не НАТО, Сороса, Запада. Когда уже поняли, что этого согласия не будет, а в Сюнике назревает бунт, началось то, что началось”. Напомним, что террористическая группировка “Сасна Црер” получила оформление в качестве политической партии сразу после прихода к власти Никола Пашиняна, а почти все участники теракта 2016 года (захват вооруженной группой полицейского участка, сопровождавшийся убийством полицейского) с отмашки властей были отпущены на свободу.
Вопрос сегодня в том, как будут далее реагировать Москва и Баку на игру в “кошки-мышки”, затеянную Пашиняном. Нельзя исключать, что при дальнейшем проведении Ереваном “жесткой линии” в вопросе транспортного коридора в Нахчыван, терпение у переговорщиков с российской и азербайджанской стороны может иссякнуть. Генерал Мурадов вернется в зону ответственности российских миротворцев в Карабахе, оставив разгромленную армянскую армию наедине с дружелюбным Азербайджаном – так сказать, предоставив сторонам свободу проводить демаркацию наедине.
Вообще, надо отметить, что доводить ситуацию до эскалации у Пашиняна получается очень хорошо. Ведь и маховик Второй Карабахской войны начал раскручиваться из-за заявлений Пашиняна о том, что “Карабах это Армения, и точка”. Сегодня вопрос Карабаха решен, и армянская власть заявляет: “Зангезурского коридора не будет, и точка”.