Сегодня официальный Ереван продолжает совмещать провокационные действия на азербайджано-армянском приграничье с риторическим деструктивизмом.
Как передает AZE.az со ссылкой на канал “Новость дня. Азербайджана и Армении. КАРАБАХ”, армянская сторона выступает с заявлениями, ставящими в зависимость начало процесса делимитации и демаркации границы с Азербайджаном от «отвода азербайджанских войск с территории Армении».
Об этом свидетельствует и сегодняшнее заявление главы парламентской фракции правящего блока «Мой шаг» Лилит Макунц: «Пока подразделения Вооруженных сил Азербайджана не покинут территорию Армении, ни о каких процессах, связанных с демаркацией границы, и речи быть не может».
Таким образом, официальный Ереван продолжает совмещать провокационные действия на азербайджано-армянском приграничье с риторическим деструктивизмом, способствующим лишь дальнейшей эскалации напряженности в регионе. Причем самой Армении какая-либо реальная польза от предпринимаемых ею шагов явно не светит.
Фактически провалилась недавняя инициатива и.о. премьер-министра Армении Никола Пашиняна, который, в целях противодействия мерам Азербайджана по уточнению своей границы с Арменией, предложил отвод войск обоих государств на «прежние позиции» и размещение между ними миротворческих сил из стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
Об этом пишет Caliber.az. Очевидно, что данное предложение армянского премьера преследовало, прежде всего, цель военного вовлечения западных сопредседателей – США и Франции – в процесс послевоенного мироустройства между Арменией и Азербайджаном. Расчет Пашиняна не только строился на возможности извлечения Арменией дивидендов при предлагаемом ею военном присутствии США и Франции на границе с Азербайджаном, но и соответствовал изначальной прозападной устремленности главы армянского «бархатно-революционного» правительства.
Примечательно, что последний фактор вновь проявился на фоне предложения Москвы выступить посредником в процессе демаркации границы между Азербайджаном и Арменией. Выраженная Пашиняном заинтересованность в приходе в регион американских и французских войск – это, по сути, вызов самой России, военный контингент которой осуществляет миротворческую миссию в пока еще лишь армянонаселенных местностях в ряде районов Карабахского региона Азербайджана.
Однако почву из-под «ног» пашиняновской идеи в полном соответствии с собственными интересами выбил Азербайджан. Его позицию относительно дальнейшего хода демаркационного процесса официально выразил на Минском заседании Совета глав правительств СНГ премьер-министр Али Асадов: «Учитывая, что возникло недопонимание сторон и каждая сторона трактовала процесс по-своему, Азербайджан поддержал предложение президента Российской Федерации Владимира Путина, озвученное министром Сергеем Лавровым, о создании до 31 мая соответствующей трехсторонней комиссии, которой было бы поручено до 30 июня представить лидерам трех государств предложения по решению вопроса».
Позиция Баку связана с неприемлемостью для него интернационализации проблемы демаркации азербайджано-армянской границы. В качестве оптимальной формы реализации этого процесса Баку всегда рассматривал двусторонний уровень переговоров – между самими Азербайджаном и Арменией. Однако с учетом того, что Армения после разгрома в Карабахской войне не в состоянии выступать в качестве самостоятельной стороны, подтверждением чего является и факт охраны ее государственных границ именно силами России, Азербайджан принял предложение Кремля.
И заодно – отверг предлагаемую Ереваном и поддержанную Вашингтоном, Парижем, а также Евросоюзом идею вовлечения Запада в разрешение пограничного кризиса между Арменией и Азербайджаном. Идею, не отвечающую интересам Баку еще и по той причине, что западные сопредседатели Минской группы, особенно Франция, сделали за последнее время целый ряд проармянских демаршей, не позволяющих воспринимать их в качестве честных и беспристрастных посредников.
Но как же сама Армения восприняла крах пашиняновской инициативы? И.о. вице-премьера Мгер Григорян, комментируя армянским СМИ заявление Али Асадова, подчеркнул, что «российские предложения по урегулированию ситуации на армяно-азербайджанской границе приемлемы для Армении». Однако Григорян, как и другие представители армянского руководства, включая вышеупомянутую Макунц, обусловил начало процесса демаркации границы «уходом азербайджанских войск с территории Республики Армения».
Данное армянское условие, разумеется, не будет реализовано. Ввиду его полнейшей несостоятельности. Азербайджанские войска, выполняя задачи по уточнению границы своего государства, занимают позиции исключительно на территории Азербайджанской Республики.
Приграничные территории, выдаваемые Ереваном в качестве армянских, располагаются, в действительности, в пределах границ Азербайджана. И стоит ли говорить о том, что причиной возможного провала российской инициативы – а сегодня истекает предлагавшийся Россией срок создания трехсторонней комиссии – станет неадекватная позиция Армении.