По итогам 44-дневной войны дальнейшая деятельность Минской группы практически лишилась какой-либо целесообразности – конфликт завершен, оккупации азербайджанских земель положен конец.
Евросоюз прилагает немалые усилия для сохранения и дальнейшего укрепления своего влияния на Южном Кавказе. Причем в качестве основной линии активизации Брюсселя на южнокавказском треке выступает стремление возродить «нагорно-карабахскую площадку» своего воздействия на региональные процессы.
Это подтвердили и состоявшиеся на днях два контакта главы Евросовета Шарля Мишеля – инициированный им телефонный разговор с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и личная встреча с и.о. премьер-министра Армении Николом Пашиняном, имевшая место в ходе визита последнего в Брюссель. Лидер ЕС призвал Баку и Ереван «возобновить переговоры в конструктивном духе».
Как передает AZE.az со ссылкой на Caliber.az, очевидно, что Евросоюз продолжает настаивать на возобновлении переговорного процесса в рамках Минской группы ОБСЕ. На это нацелен уже целый ряд заявлений высокопоставленных чиновников ЕС, а также представителей Франции – одной из стран-сопредседателей МГ. Примечательно в связи с этим, что на фоне своих очередных проармянских душеизлияний, которые проявились во время визита Пашиняна в Париж, президент Франции Эммануэль Макрон в поздравительном послании на имя Ильхама Алиева по случаю отмечавшегося 28 мая в Азербайджане Дня Республики, подчеркнул, что спустя шесть месяцев после подписания трехстороннего заявления от 10 ноября 2020 года «необходимо продолжить глубокую работу по созданию условий для прочного мира на местах».
Итак, европейские лидеры развернули настоящий дипломатический фронт с целью реанимации деятельности Минской группы. Подобная настойчивость может быть расценена и как неприятие ими главного итога 44-дневной войны – блестящей победы Азербайджана над Арменией, освобождения оккупированных азербайджанских территорий силовым путем.
При этом сопредседатели, включая Францию, не желают признаваться в том, что фактором, подтолкнувшим Баку на военную операцию против оккупационных войск Армении, явилась, помимо нежелания самого Еревана добровольно вывести армянские вооруженные силы с международно-признанной территории Азербайджана, неспособность МГ ОБСЕ достичь долгосрочного урегулирования конфликта на основе принципов и норм международного права. Прежде всего – принципа территориальной целостности государств.
С завершением 44-дневной войны дальнейшая деятельность Минской группы практически лишилась какой-либо целесообразности. Конфликт завершен, оккупации азербайджанских земель положен конец, территориальная целостность Азербайджана восстановлена, поэтому у Баку нет никаких мотивов вести с Ереваном переговоры по «нагорно-карабахской проблеме». Проблемы, как таковой, уже не существует, но, видимо, именно это не устраивает евроатлантические центры, включая ЕС, оказавшиеся перед фактом российско-турецкого миротворчества на «нагорно-карабахской площадке». Фактом, неприемлемым для Запада с точки зрения его «южнокавказских» геополитических амбиций.
Поэтому Евросоюз и настаивает на переговорах по «долгосрочному урегулированию конфликта» в рамках якобы «подлежащего возобновлению» переговорного процесса. В качестве же предлога выступают непрекращающиеся стенания Армении – и по «отправленному ко всем чертям» «статусу Карабаха», и по теме задержанных в Азербайджане «военнопленных», за которых, с подачи Еревана, его мировые покровители выдают армянских диверсантов и террористов, и по «проблеме» демаркации межгосударственной армяно-азербайджанской границы, к участию в которой армяне хотят привлечь и западные инстанции.
Цель европейских попыток «защитить» Армению очевидна – вырвать ее из «имперских» рук России и превратить в собственную вотчину на стратегически значимом стыке между Европой и Азией. Преобладающая часть армянской политической элиты, судя по всему, и сама не прочь выступить орудием геополитических игр Запада. И Евросоюз, тонко улавливая получаемые из Еревана сигналы, пытается всячески стимулировать поверженную в войне с Азербайджаном и теперь ищущую спасения у отдельных великих держав Армению.
В отличие от Армении, фактически лишившейся по итогам 44-дневной войны субъектности в системе международных отношений, Азербайджан выступает в качестве государства-победителя, региональной державы, бесспорного лидера Южнокавказского региона. Последовательно укрепляя свои позиции на международной арене, Баку нацелен, в частности, и на дальнейшее развитие равноправного, партнерского сотрудничества с Евросоюзом.
В ходе телефонного разговора с председателем Евросовета Президент Азербайджана, реагируя на намерение ЕС «оказать содействие для начала процесса делимитации и демаркации границы между Азербайджаном и Арменией», заявил, что наша страна готова начать переговоры с Арменией с целью подписания мирного договора, но Ереван пока не дал ответа на данный призыв. То есть Баку дает понять, что утверждение прочного мира в регионе возможно лишь в случае подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией, который отразит целый ряд важных вопросов, открывающих путь к налаживанию как двусторонних отношений. И первый из них – взаимное признание сторонами территориальной целостности друг друга.
Таким образом, посыл Баку заключается в том, что переговоры между Баку и Ереваном возможны лишь с целью заключения мирного договора, а не удовлетворения интересов внешних силовых центров. В том числе и Евросоюза, который явно пытается использовать определенные «пережитки» завершившегося карабахского конфликта, вызванные, прежде всего, ущербностью поощряемой им Армении, для пробивания своих стратегических задач.