По мнению эксперта, прямого военного или политического влияния у Франции на Азербайджан нет.
Париж в очередной раз показывает свою полную, правда, только вербальную поддержку Еревану, и поездка и.о. премьера Армении Никола Пашиняна это в очередной раз показала.
Франция и непосредственно президент Эмманюэль Макрон лоббируют интересы Армении, не стесняясь того, что Париж является сопредседателем Минской группы ОБСЕ. Ереван в ответ заявляет, что в Армении именно Францию считают самой дружественной страной. Эти слова Никола Пашиняна уже вызвали реакцию в российском экспертном сообществе.
Стоит напомнить, что спикер Национального собрания Франции Ришар Ферран на встрече с Николом Пашиняном заявил, что Париж уделяет пристальное внимание процессам, происходящим на Южном Кавказе. При этом он отметил, что «Франция на стороне Армении… Мы сделаем все возможное для установления стабильности и процветания в Армении. Вы всегда полагались на нас. Вы можете положиться на нас сейчас и в будущем», – сказал он.
Между тем, внешнеполитическое ведомство Азербайджана в своем недавнем заявлении отметило отсутствие какой-либо роли Франции в обеспечении и соблюдении перемирия в регионе после подписания в ноябре 2020 года трехстороннего заявления по Карабаху. «Перемирие в регионе обеспечивается на основе трехстороннего заявления лидеров Азербайджана, Армении и РФ от 10 ноября 2020 года. Российские миротворцы, временно размещенные на территории Азербайджана, стараются обеспечить соблюдение перемирия. В этом вопросе никакой роли Франции нет», – заявила начальник Управления пресс-службы МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева.
Как передает AZE.az, сегодня для Caliber.Az ситуацию комментирует французско-украинский политический консультант, вице-президент международной ассоциации АРРС Игорь Тенетко:
– Что из себя представляет Никол Пашинян, и каковы результаты его внешней политики, весь мир уже увидел. Нынешний и.о. премьера Армении не проявил себя как самостоятельный политик. Франция, на мой взгляд, пытается в отношении региона сыграть не совсем в свою игру. Дело в том, что во Франции очень мощная армянская диаспора с центром в городе Лион. И она имеет колоссальное влияние не только во Франции, но и по всей Европе.
Надо отметить, что сегодня Париж стал стремительно терять свои позиции по миру, например, в африканских странах, где его влияние было исторически значительным. Например, в Центральноафриканской Республике, да и в Мали, где становятся все заметнее пророссийские настроения. Усиливает свое влияние в Африке и Китай.
Россия, как это видится со стороны, в отличие от Франции имеет больший простор для политического маневра в регионе Южного Кавказа, хотя бы по той причине, что здесь есть их войска. Похоже на то, что Никол Пашинян из-за своих действий стал токсичным для многих участников игры. Однако, зачем его поддерживает Эмманюэль Макрон? Возможно, дело в том, что армянская диаспора, как говорят во Франции, делает «политическую погоду» в регионе.
– Баку реагирует на контакты Армении и Франции однозначно и выдержанно, отмечая, что никакой роли Парижа в обеспечении и соблюдении перемирия в регионе просто нет…
– Эмманюэль Макрон в очередной раз попадает в неудобную политическую ситуацию, возможно даже своего рода ловушку, так как до президентских выборов остается не так много времени, они пройдут в апреле 2022 года.
Мне совершенно не понятно, как Франция сможет обеспечить свое присутствие на Кавказе. Например, «голубые каски» – это длительная процедура коллективного международного характера.
Прямого военного или политического влияния у Франции на Азербайджан нет. Также надо учитывать и позицию Москвы, которая, как и Баку, не заинтересована в активизации Запада в лице двух сопредседателей Минской группы ОБСЕ – Франции и США. Но и отказать Николу Пашиняну хотя бы в вербальной поддержке президент Макрон не может, так как армянское лобби имеет свои мощные рычаги влияния в большой политике. А перед выборами французскому президенту это не нужно.
В Азербайджане, да и в Турции, должны понимать, почему есть такого рода поддержка Армении в лице президента Франции. Но, повторюсь, что может сделать Франция? Конечно же, это сильное и самостоятельное государство, член НАТО. Париж может быстро отправить в любую точку мира свой воинский контингент сил быстрого развертывания, это и «Иностранный легион» и другие подразделения. Но для этого ей нужны соответствующие полномочия ООН, либо официальный запрос Армении. Однако пойдет ли Франция на практически прямой военный конфликт с Азербайджаном? Я уверен, что нет. Никто на это не пойдет. Может ли получить Париж коллективную поддержку Совбеза ООН? И это едва ли.
Так что остается только дипломатическая риторика, необходимая для того, чтобы «и овцы были целы, и волки сыты». Ну, а сам президент Эмманюэль Макрон в последнее время сильно потерял поддержку французских элит. Он не политик, но стал сразу главой такого мощного государства. Пожалуй, это было ошибкой французского истеблишмента.