На самом деле Ереван уже не в первый раз саботируета деятельность ОБСЕ.
Запланированная на 29 июня ежегодная Венская конференция ОБСЕ по обзору безопасности не состоялась. Как передает AZE.az, об этом Caliber.Az стало известно из дипломатических источников.
Еще накануне предстоящий провал конференции анонсировала действующий председатель организации, глава МИД Швеции Анн Линде. Судя ее словам, причиной провала явилось отсутствие консенсуса по проведению форума, который традиционно считается одним из ключевых мероприятий ОБСЕ. Шведское председательство заверило европейскую общественность в своих должных усилиях, направленных на скорейшее проведение конференции. Однако для этого, как выясняется, придется уломать Армению, которая, собственно, и блокировала проведение форума.
В чем же заключается причина того, что Армения использовала свое право вето с целью предотвращения данного события?
Прежде чем попытаться дать ответ на этот вопрос, уместно вспомнить о том, что в конце марта Ереван предпринял первую попытку саботажа деятельности ОБСЕ, заблокировав процесс принятия бюджета организации, а также Специальной мониторинговой миссии организации в Украине. Руководство ОБСЕ и официальный Киев выразили недовольство позицией Армении, мотивацию которой усмотрели, прежде всего, в ее ярко выраженном пророссийском характере. Что, впрочем, и не должно было удивлять, поскольку сокрушительное поражение Армении в Карабахской войне фактически лишило эту страну и без того с ограниченным суверенитетом субъектности в международных отношениях.
И вот теперь Армения в очередной раз проявила свою ущербность как надежного международного игрока, свою неготовность руководствоваться основополагающими принципами и нормами международного права, составляющими, в частности, и фундамент общеевропейского мирного сосуществования. Блокировав проведение ежегодной конференции по обзору безопасности, Ереван выступил, по сути, против предметного обсуждения наиболее злободневных военно-политических проблем на пространстве ОБСЕ.
Основная причина армянской позиции исходит из осознания невозможности «пробить» через данную конференцию свои вытекающие из территориальных претензий к Азербайджану представления о настоящем и будущем Южнокавказского региона. Тогда как новые региональные реалии базируются на итогах 44-дневной войны, ознаменовавшейся прекращением армянской оккупации Карабаха и восстановлением территориальной целостности Азербайджана. И если в прежние годы Армении, контролировавшей пятую часть международно-признанной территории Азербайджана, не удавалось заручиться принципиальной поддержкой общеевропейского сообщества по проблематике армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, то чего ей стоило ожидать от Венской конференции сейчас, после того как конфликт навсегда остался в прошлом?
Разумеется, ничего утешительного для себя, если иметь в виду, что проигравшая войну Армения все еще пытается отрицать новую историческую и геополитическую реальность в регионе завершившегося конфликта. Однако подобные попытки Еревана абсолютно безнадежны, поэтому единственное, на что хватает сил и возможностей Армении, это, так сказать, одним росчерком пера, блокировать престижную конференцию ОБСЕ. Тем более что в Европе всегда найдутся те, которые не позволят чересчур сильно пожурить Ереван за эту проделку. Чего уж там, если даже 30-летняя оккупация территорий Азербайджана так легко сходила Армении с рук…
Однако проблема для Армении заключается в том, что даже препятствуя деятельности ключевых институтов миропорядка, таких как ОБСЕ, она не облегчает свое настоящее и, тем более, не способствует достижению лучшего будущего. Интересно, что правом вето в рамках ОБСЕ воспользовалась страна, которую можно назвать самым слабым, если не сказать – жалким, звеном общеевропейского сообщества. Она продолжает пребывать в состоянии политического паралича, с учетом чего интересно было бы узнать, кто вообще принял в Ереване решение о блокировании Венской конференции. Ведь, по крайней мере, в армянском МИД вот уже несколько недель нет ни министра, ни его заместителей.
А впрочем, нужны ли они вообще Армении, имиджу которой на международной арене уже давно трудно подобрать дипломатично корректное определение…