Об отношении Казахстана к Транскаспийскому газопроводу рассказал в интервью Росбалту директор Института стратегических исследований при президенте Казахстана (КИСИ) Булат Султанов.
Как передает AZE.az, комментируя переговоры Евросоюза с Туркменией и Азербайджаном о строительстве Транскаспийского газопровода, директор Института стратегических исследований при президенте Казахстана (КИСИ) Булат Султанов заявил, что до тех пор, пока не решен вопрос правового статуса Каспия, ни о каком строительстве по дну водоема речи идти не может.
«Пока не будет решено, что такое Каспий – море или озеро, и как проводить границы – никакого строительства. Такое решение без участия России, Казахстана и Ирана принято быть не может. Попытка любых действий, без решения вопроса в правовом поле, может привести к совершенно непредсказуемым последствиям», – заявил директор Института стратегических исследований при президенте Казахстана (КИСИ) Булат Султанов.
На вопрос – каковы могут быть эти последствия, Булат Султанов заявил: «Очень простые и вполне ясные: демарш России, демарш Казахстана, демарш Ирана. Без решения вопроса о правовом статусе Каспия невозможно определить принадлежность территорий. Мы скажем: «А на чьей территории идет строительство?». Если Каспий – море, то принцип определения статуса территорий один, а если озеро – совсем другой».
Комментируя заявления представителей ЕС о том, что ТКГ будет осуществляться в зонах ответственности Туркмении и Азербайджана, так что ни Россия, ни Казахстан, ни Иран не могут иметь претензий, Булат Султанов заявил: «Если не решен статус Каспия, никто не может утверждать, кому принадлежит та или иная территория. И вот еще довод, на мой взгляд, самый главный — никто не знает геологического строения и рельефа дна Каспия. Вообще никто. Это сложный рельеф и неизвестное строение. И строительство газо- или нефтепровода по дну в этих условиях – просто экологическое преступление против народов, живущих на Каспии, в угоду транснациональным корпорациям, имеющим прибыль с этих трубопроводов. Люди, живущие на Каспии, живут не нефтью, они живут рыболовством. И в случае аварии на трубопроводе в первую очередь пострадают именно они – простые люди, а не транснациональные корпорации или европейцы».