А российские миротворцы вместо того, чтобы разоружить армян, находящихся на азербайджанских территориях, продолжают им потакать.
Армянская сторона в последние дни демонстративно пытается показать свое несогласие с поствоенными реалиями в регионе завершившегося карабахского конфликта.
Как передает AZE.az, одно за другим следуют деструктивные заявления, свидетельствующие о неготовности Еревана приступить к разработке мирного договора с Азербайджаном, передает Caliber.
Кроме того, предпринимаются и шаги явно агрессивного характера – обстрелы позиций Вооруженных сил Азербайджана. Таковым стал и произошедший 6 июля обстрел подразделений Азербайджанской армии в направлении села Алиагали Агдамского района незаконными армянскими вооруженными формированиями с территории Азербайджана, где временно дислоцируются российские миротворцы.
В результате обстрела получил ранение старший прапорщик Сакит Дадашов, который участвовал в работах по благоустройству дороги.
То, что это событие вообще имело место, ставит очевидные вопросы к российскому миротворческому контингенту, который, согласно трехстороннему заявлению от 10 ноября 2020 года, должен был обеспечить полное разоружение армянских военных формирований на временно входящей в зону ответственности миротворческих сил РФ части территории Азербайджана.
Судя по последней вопиющей провокации, разоружения все еще не произошло. И ответственность за это нарушение трехстороннего заявления несут, прежде всего, российские миротворцы. Что, конечно же, не снимает прямой вины и с непосредственных вершителей преступного обстрела – все еще окопавшихся в этой части Карабаха сепаратистов.
На следующий день после провокации один из их наиболее одиозных главарей, Давид Бабаян, заявил об «обреченности любых попыток включения Карабаха в состав Азербайджана».
В качестве повода для озвучивания своей бредовой мысли он использовал 98-летнюю годовщину создания Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО). Он представил это событие, свершившееся 7 июля 1923 года, как «одно из знаковых событий в истории карабахской государственности».
Разумеется, никаких исторических доказательств существования «карабахской государственности» этот сепаратист не привел и не мог привести, потому что Карабах издревле был неотъемлемой составной частью Азербайджана.
Данная область входила в состав древнего Албанского государства, а в средние века – целого ряда держав, которые, по сути, являлись азербайджанскими имперскими образованиями, как, в частности, государства Эльденизов, Гарагоюнлу, Аггоюнлу, Сефевидов, Афшаров.
В середине XVIII века было образовано Карабахское ханство – одно из азербайджанских государств того периода, которое спустя чуть более полувека заключило договор о переходе в подданство Российской империи.
Таким образом, Карабах в принципе не может быть «включен» в состав Азербайджана, поскольку он всегда был, есть и будет его неотъемлемой частью. История же НКАО (искусственно созданного при советской власти образования) также отличается от той, которую преподносят фальсификаторы-бабаяны.
Она связана с зарождением нагорно-карабахского конфликта в 1918 году, когда Армянская Республика, созданная на исконно азербайджанской территории, в Иреване и прилегающих землях стала выдвигать претензии и на другие исконно азербайджанские области – Нахчыван, Зангезур и Карабах. Азербайджанская Демократическая Республика (АДР) отразила военную агрессию со стороны Армянской Республики и отстояла Карабах.
Однако сразу после оккупации АДР Советской Россией в апреле 1920 года нагорно-карабахский конфликт возобновился. Армянская агрессия теперь уже была направлена против Советского Азербайджана, позиции которого были ослаблены вследствие ликвидации институтов национальной государственности, включая Национальную Армию, и заигрывания РСФСР с дашнакским правительством Армении.
Правительство Советской России преследовало цель полной советизации Южного Кавказа. 10 августа 1920 года РСФСР заключила с дашнакской Арменией договор, предусматривавший дислокацию российских войск в «спорных» между Азербайджаном и Арменией территориях Карабаха, Зангезура и Нахчывана. То был решающий военно-политический шаг большевистского правительства России перед «броском» на Армению.
29 ноября 1920 года в Армении была провозглашена Советская власть. Нагорно-карабахский конфликт, равно как и его урегулирование, оказались практически под полным контролем Советской России. Ведущей площадкой, на которой решалась судьба принадлежности Нагорного Карабаха, стало Кавказское бюро Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков).
После того, как в мае 1921 года пленум Кавказского бюро ЦК РКП (б) принял решение о создании под председательством Сергея Кирова комиссии для определения границ между закавказскими республиками, Кавбюро 3 июня поручило правительству Советской Армении указать в своей декларации принадлежность ей Нагорного Карабаха.
Большевистское руководство решило преподнести Советской Армении Нагорный Карабах в качестве дара советизации. Восприняв поручение Кавбюро именно таким образом, Совет народных комиссаров Армянской ССР принял 12 июня 1921 года декрет об объявлении Нагорного Карабаха «неотъемлемой частью Советской Республики Армении».
Однако 25 июня 1921 года на заседании комиссии по определению границ в Тифлисе нарком иностранных дел Азербайджанской ССР Мирза Давуд Гусейнов заявил, что при выезде из Баку на конференцию он не получал никаких указаний относительно того, что Нагорный Карабах должен стать частью Армении.
Действительно, руководитель Советского Азербайджана Нариман Нариманов хоть и рассчитывал на то, что кровопролитный конфликт удастся решить на основе мирных договоренностей между советскими правительствами Азербайджана и Армении, оценил решение Совнаркома Армении как желание «произвести известное впечатление на дашнаков и беспартийную массу Армении».
В тот же день, 27 июня, Президиум Кавбюро ЦК РКП (б) принял постановление об экстренном созыве Пленума Кавбюро для обсуждения вопроса о территориальном размежевании республик Закавказья. Началась решающая битва за статус Нагорного Карабаха в рамках советской государственности.
4 июля 1921 года Пленум Кавбюро ЦК РКП (б) на своем заседании с участием семи членов (Орджоникидзе, Кирова, Махарадзе, Нариманова, Мясникова, Назаретяна и Фигатнера) постановил: «Нагорный Карабах включить в состав ССР Армении, плебисцит провести только в Нагорном Карабахе».
Несогласный с этим решением Нариманов выступил с заявлением: «Ввиду той важности, которую имеет Карабахский вопрос для Азербайджана, считаю необходимым перенести его на окончательное решение ЦК РКП (б)».
Таким образом, глава Советского Азербайджана решил использовать последнюю возможность сохранить Нагорный Карабах в составе Азербайджана. Такой поворот событий заставил Пленум Кавбюро ЦК РКП (б) пересмотреть принятое день назад решение.
На заседании 5 июля Пленум Кавбюро ЦК РКП (б) принял следующее постановление: «Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР…».
Таким образом, Кавбюро ЦК РКП (б) приняло решение оставить Нагорный Карабах в составе Азербайджана, но в виде областной автономии. Тексты постановлений, принятых Кавбюро ЦК РКП (б) 4 и 5 июля 1921 года, черным по белому подтверждали принадлежность Карабаха Азербайджану. В первом случае было решено включить Нагорный Карабах в состав Армении, а во втором и окончательном – оставить его в составе Азербайджана.
7 июля 1923 года Азербайджанский Центральный Исполнительный Комитет (АзЦИК) издал декрет «Об образовании Автономной Области Нагорного Карабаха».
Окончательное название автономии было утверждено после переименования в 1936 году Автономной Области Нагорного Карабаха (АОНК) в Нагорно-Карабахскую Автономную Область (НКАО).
В сущности, все эти решения носили глубоко несправедливый характер хотя бы потому, что на фоне совершенно необоснованного ни в историческом, ни в культурном, ни в политико-экономическом отношениях создания НКАО аналогичной автономии не было предоставлено на территории Армянской ССР районам компактного проживания азербайджанцев – коренного населения Иревана и Зангезура.
Решениями о создании автономии Нагорного Карабаха хоть и подтверждалась принадлежность данной территории Азербайджану, но была заложена почва для разгула армянского сепаратизма и реализации агрессивной политики Армении против Азербайджана в долгосрочной перспективе.
Развернувшийся с конца 1980-х годов очередной виток армянской агрессии привел к оккупации пятой части международно признанной территории Азербайджана, изгнанию почти миллиона человек с захваченных армянскими агрессорами районов.
Конец 30-летней оккупации Карабаха положила 44-дневная война, завершившаяся Великой победой Азербайджана и сокрушительным поражением Армении. Нагорно-карабахский конфликт канул в Лету.
Остались лишь безысходная и бесперспективная армянская болтовня о «статусе», а также периодически осуществляемые провокации со стороны остатков разгромленной армянской армии и недобитых армянских террористов.
Обстрел в направлении села Алиагали Агдамского района лишь подтверждает необходимость окончательного сведения с ними всех счетов во имя окончательного утверждения мира на азербайджанской земле.