Азербайджан и Пакистан могут получить статус партнера ОДКБ, Армения на это повлиять никак не сможет.
Как передает AZE.az, Vzglyad.az публикует интервью с доцентом кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г.В.Плеханова, членом Экспертного совета организации «Офицеры России Александром Перенджиевым.
– Недавно в Душанбе состоялось заседание Совета Парламентской ассамблеи Организации договора о коллективной безопасности. Одним из важных ее итогов стало оглашение планов по созданию института государств-партнеров. Председатель Госдумы отметил лишь, что “интерес к сотрудничеству в рамках организации проявляет целый ряд государств”. На ваш взгляд, кто первым встанет в очередь на получение статуса наблюдателя-партнера ОДКБ?
– Полагаю, что первыми в очередь станет Сирия, а также такие полупризнанные государства на постсоветском пространстве, как Южная Осетия и Абхазия. Есть ожидание, что к подобному институту сотрудничества с ОДКБ проявит большой интерес и Узбекистан. Необходимо отметить, что наблюдателем в ОДКБ является Республика Сербия. Несмотря на свою внеблоковую равноудаленную политику, официальный Белград по статусу более ближе к члену ОДКБ, чем к статусу партнера. Поэтому, если Сербия захочет стать партнером данного военно-политического союза, то это будет означать отдаление от ОДКБ, а не приближение к ней со стороны официального Белграда.
– На этом заседании глава думского комитета по евразийской интеграции Леонид Калашников сказал, что наибольший интерес к новому формату проявляют две страны. Это – Азербайджан и Пакистан. Каковы преимущества статуса наблюдателя-партнера ОДКБ?
– Хотелось бы отметить, что статус наблюдателя и статус партнера ОДКБ – это два разных статуса. Статус наблюдателя условно можно приравнять к понятию «вице-член». А вот статус партнера как раз означает, что данное государство ни при каких обстоятельствах не желает стать членом военно-политического союза, но всячески хочет взаимодействовать с ОДКБ и… поэтому взаимодействует.
Прежде всего, в сфере военно-технического сотрудничества, обеспечения военной безопасности. Партнер ОДКБ также может рассчитывать на покупку оружия и военной техники у стран ОДКБ, прежде всего России и Беларуси, по сниженным ценам. То есть по меньшим ценам, в сравнении с мировыми ценами. Кроме этого, речь идет о помощи партнерам ОДКБ в подготовке военных кадров, методической и практической помощи в проведении военных учений и боевых операций с учетом последних достижений военной науки и опыта современной вооруженной борьбы. А также партнеры ОДКБ могут рассчитывать на конкретную военную помощь при решении задач по отражению агрессии со стороны других государств и крупных негосударственных вооруженных формирований, или принуждения к миру государств-агрессоров.
– Власти Армении вряд ли будут в восторге от перспективы сотрудничества с Азербайджаном и Пакистаном в рамках ОДКБ. Как поведет себя Ереван, если дело дойдет до голосования по внесению в Устав соответствующих поправок?
– Официальный Ереван будет голосовать, безусловно, против. Однако данная позиция вряд ли найдет понимание, а то и будет осуждаться со стороны других членов ОДКБ. Упор как раз и будет делаться на то, что речь идет не о членстве, а именно о партнерстве.
И если официальный Ереван желает, чтобы система Коллективной безопасности получила развитие на постсоветском пространстве, необходимо дать полноценное развитие институту партнерства ОДКБ. Такова будет позиция других членов военно-политической организации, которые будут оказывать мягкое давление на официальный Ереван, в целях изменения его позиции. Например, будет приведен пример ШОС, где Азербайджан, Турция и Армения также являются партнерами ШОС. И никаких споров в Ереване по этому поводу не возникает! Уверен, что вопрос будет решен – Азербайджанская Республика и Пакистан станут партнерами ОДКБ. А Армения только от этого выиграет при решении проблем обеспечения своей национальной безопасности.