По мнению аналитика, реально Минская группа ОБСЕ на самом деле ничего не может и не собирается делать.
В самом конце июля Россия заменила своего сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Новым представителем Москвы стал бывший посол РФ на Филиппинах Игорь Ховаев.
Некоторые эксперты называют эту должность предпенсионной, ведь МГ ОБСЕ, по сути, нечего делать после того, как 10 ноября 2020 года было подписано трехстороннее заявление по урегулированию карабахского конфликта. Но сама Минская группа не сдается, сопредседатели вновь призвали Армению и Азербайджан начать прямые двусторонние переговоры под эгидой посредников.
Как передает AZE.az, известный аналитик, эксперт по Кавказу, обозреватель радио «Свобода» Вадим Дубнов в беседе с Oxu.Az отметил, что в принципе, Минская группа ОБСЕ – достаточно удобный формат для участников процесса, в том числе и для России: «Есть два формата – действенный, но неформальный, в котором участвует и Россия, и Турция. Второй – не действенный, но формальный, это как раз МГ ОБСЕ, через которую все решения можно легализовать. Такая бинарная форма, на мой взгляд, устроит всех, даже Баку.
Минскую группу, в общем-то, никто до сих пор не отменял. Повторюсь, во многом этот орган будет узаконивать то, что решается без него, будет учитываться и мнение Турции. Я думаю, что именно этим продиктована смена российского сопредседателя. Возможно, в МИД России решили, что для нынешней ситуации Игорь Ховаев подходит лучше».
– При этом некоторые эксперты называют должность сопредседателей предпенсионной, ни к чему не обязывающей…
– Понятия пенсионного и предпенсионного возраста в советской, а затем и российской дипломатии весьма размыты (улыбается – ред.).
– А что вы думаете о недавнем призыве сопредседателей МГ ОБСЕ к Азербайджану и Армении начать прямые двусторонние переговоры? О чем переговоры? По Карабаху, где все достаточно ясно? Или по межгосударственной границе, но у посредников просто нет мандата на это?
– Есть большой соблазн ответить вопросом на вопрос: А к каким переговорам призывала Минская группа в течении предыдущих 30 лет? Это все то же позиционирование себя как легального, уполномоченного органа, который, на самом деле ничего не может и не собирается делать. Я далек от того, чтобы упрекать Минскую группу. Она просто создает некую рамочную конструкцию для тех, кто желает вести переговоры, ведет себя в той же реальности и сейчас. Расшифровывать ее сигналы нет смысла.
– Не могу не задать вопрос, связанный с утверждением Никола Пашиняна на пост премьер-министра. Он уже не исполняющий обязанности главы Кабмина. Было много ожиданий, что после сформирования правительства процесс делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы пойдет быстрее.
– Не думаю, что факт назначения Никола Пашиняна на должность премьера как-то может повлиять на этот процесс. Все переговоры между Россией, Турцией, Азербайджаном и Арменией велись кулуарно, челночно. Это очень тонкая, сложная политика.