Если соглашение сорвется и миротворцы уйдут – азербайджанцы решат вопрос

Так как процесс делимитации и демаркации неизбежен, и Армении придется на него пойти, так и открытие Зангезурского коридора неизбежно. То есть если армяне не пойдут на открытие, то таким образом будет сорвано заявление от 10 ноября 2020 года.

Ситуация вокруг демаркации и делимитации границ, а также Зангезурского коридора все еще остается напряженной. Армянская сторона отказывается предоставлять коридор и признавать территориальную целостность Азербайджана.

С другой стороны, мы видим заинтересованность в этом вопросе внешних игроков. Как передает AZE.az, о том, какие процессы развиваются вокруг этой ситуации, рассказал в интервью “Зеркало” политолог Эльдар Намазов.

— Что происходит на ваш взгляд на границе Азербайджана и Армении? К чему ведут все эти процессы?

— То, что происходит на азербайджано-армянской границе, можно назвать одним словом – «границаблудие». Потому что, читая армянских политиков, экспертов и их СМИ, понимаешь, что это общество находится в таком глубоком шоке и прострации, что не может сформировать свою позицию в очень простых вещах. Эти вещи настолько простые, что кроме армян это понятно всем. Даже президент Франции в разговоре с Пашиняном очень четко призвал его скорейшим образом провести демаркацию и делимитацию государственных границ. Но армянское политическое общество выступает с самыми абсурдными и нелепыми заявлениями, и поэтому я называю это «границаблудие».

Какой-то альтернативы демаркации и делимитации границ на основе советских карт не существует. В этих границах Азербайджан и Армению признали в ООН и в международном сообществе. Именно эти границы согласились соблюдать страны СНГ в Алма-Атинской декларации. Объявлять, что это были административные границы, и мы не можем их признать государственными, это значит перечеркивать все международное право, перечеркивать все основные положения ООН, ОБСЕ и СНГ.

Таким образом они отказываются признавать нашу территориальную целостность, но в этом случае Армения должна понимать, что если она не признает эти границы, то ставит под сомнение не эти границы, а фактически объявляет спорными и свои территории. Пашинян грозится и угрожает России тем, что если ОДКБ не будет реагировать на приграничную ситуацию и не возьмет контроль в свои руки, то он позовет в регион США и Францию, чтобы они контролировали процесс. Но тут в Москве, Вашингтоне и Париже возникает вопрос: А где проходит граница? Куда приглашает Пашинян внешние силы, если Армения сама их не признает? Какая страна пойдет на то, чтобы послать своих пограничников или военных на границы, которые не признает сама Армения?

Поэтому сейчас Армения оказалась в международной изоляции. Еще одно интересное обстоятельство — это то, что в самой Армении давно принят закон о государственной границе, и согласно этому закону, вдоль государственной границы должна быть пограничная полоса. Должны быть пограничные зоны и должны быть определены параметры. Сейчас на азербайджано-армянской границе нет никакого контроля и там гуляют пастухи, стада, и каждый день мы читаем новости о том, как коровы переходят границу. А омбудсмен Армении пишет гневные сообщения, хотя, как опытный юрист он должен знать, что пограничная полоса должна быть с внутренней стороны и туда не должны допускаться простые граждане.

Ни у одного армянского политика, эксперта, политолога мы не можем найти обоснование их политики. Соответственно мы понимаем, что своей позиции у них нет. Единственное, то что этими заявлениями они хотят усилить напряженность на границе и таким образом пытаются привлечь внимание некоторых западных стран и оказывать давление и на Москву, и на Баку.

Все помнят, как Пашинян вел себя до войны, его заявления, поездки в Шушу и так далее, и чем все это закончилось. Сейчас мы видим того же самого Пашиняна, который играет с огнем и провоцирует новое обострение в регионе.

— Вопросы с коридорами остаются такими же сложными. Азербайджану не оставляют шанса, кроме как самому решать этот вопрос, просто зайти и пробить эти коридоры, а затем сдать их под контроль российских пограничников и выйти. Потому что как мы видим Запад против коридоров, а Россия — за. Как Вы видите развитие ситуации вокруг коридоров?

— В вопросе коридоров примерно такая же ситуация, как и в вопросах границы. Тот шум, который был устроен в армянских СМИ, и о которых говорят армянские эксперты, можно назвать «коридоробесием». Потому что и в этом вопросе у армянской стороны нет никакой внятной позиции и логики. Все, что они говорят, противоречит трехстороннему заявлению, здравому смыслу и международным нормам.

Армянская сторона говорит о том, что эти коридоры не могут быть экстерриториальными и их нельзя сравнивать с Лачинским. Якобы, Лачинский коридор экстерриториальный, а через Зангезур должна проходить обычная дорога. По всей видимости, Пашинян не знает какой документ подписал 10 ноября 2020 года. В этом документе четко сказано и про Лачинский коридор, и про открывающиеся дороги, и что в вопросе Лачинского коридора контроль осуществляет МС России, а Азербайджан гарантирует безопасность. То же самое говорится про Зангезурский коридор, где контроль должен быть у ФСБ России, а Армения гарантирует безопасность.

Мы видим зеркальную ситуацию. В одном случае контролирует МС России, а в другом ФСБ России, но статус одинаковый. Есть третья сторона, которая осуществляет контроль над дорогами, а сами страны гарантируют безопасность. Более того, участок на границе с Ираном уже с 1992 года носит экстерриториальный характер. Там стоят российские пограничные войска. Этот участок находится в Мегри, и все, что там построили русские, является имуществом России, и этот коридор длиной около 40 км с 1992 года имеет экстерриториальный статус.

Трехстороннее заявление просто усилило это обстоятельство. Поэтому говорить о том, что Армения не может предоставить коридор, прямо противоречит, как трехстороннему заявлению от 10 ноября, так и положению договора между Россией и Арменией от 1992 года, по которому российские пограничники контролируют ирано-армянскую границу. Поэтому в словах армянской стороны нет ни логики, ни здравого смысла.

Тут есть другой очень важный момент, так как процесс делимитации и демаркации неизбежен, и Армении придется на него пойти, так и открытие Зангезурского коридора неизбежно. То есть если армяне не пойдут на открытие, то таким образом будет сорвано заявление от 10 ноября 2020 года. Не может это соглашение сохранять легитимность, если одна сторона решит отказаться от какого-то важного положения в нем. Соглашение должно полностью действовать, а значит коридор тоже должен быть открыт.

Если соглашение будет сорвано, то российские миротворцы должны будут выйти и поставленные военные задачи азербайджанская армия должна будет выполнить до конца. Тогда армянская сторона еще больше потеряет вплоть до своих территорий.

Другой нашей реакцией может быть закрытие Лачинского коридора. Так азербайджанская сторона спасет заявление от 10 ноября, но оттуда будут исключены пункты о коридорах и разблокировке региона. Так, вопрос сбалансируется, и Лачинский коридор будет закрыт до тех пор, пока не откроется Зангезурский.

Наконец, третий сценарий — это то, что Азербайджан откроет коридор в Зангезуре собственными силами, чтобы выполнить пункты заявления от 10 ноября. Армянская сторона должна понять, что текущее положение ставит под удар ее саму, если она будет саботировать открытие этого коридора.

— Что Вы можете сказать о мирном соглашении? Будет ли оно подписано?

— Пока мы видим саботирование процесса демаркации и делимитации, а также открытия коридоров, говорить о каком-либо мирном соглашении не приходится. В таких условиях договориться о мирном соглашении невозможно. Первыми пунктами должны стать взаимное признание границ друг друга, а все остальное потом.