СМИ: Конфликт между Азербайджаном и Арменией не забыт

Российские журналисты рассказывают о том, что увидели в Карабахе.

Зангеланский район на карте — расположен между Арменией и Ираном. Покинутая станция Минджевань — словно памятник тому, что когда-то здесь была действующая железная дорога, как передает AZE.az.

Удастся ли возродить жизнь в местах, где недавно гремела война, пройдет ли торговый путь там, где шла бронетехника, — чтобы узнать это, журналисты отправились на Южный Кавказ. Вскоре в район, где пройдет основная транспортная артерия — Зангезурский коридор — прибудут российские пограничники. Они станут гарантом безопасности новой дороги».

Об этом пишет РИА Новости.

«Саперы расчистили семнадцать километров в Зангелане. На днях армяне передали карту минных полей. Теперь строительство пойдет быстрей. Работали вслепую», — говорит железнодорожник Физули Кулиев.

Минджевань была не только транспортным узлом. Местные виноград, яблоки, груши отправляли в соседний Агдамский район, где делали известный на весь Союз портвейн.

«Армяне, азербайджанцы, иранцы, русские — кто только не работал на станции! — вспоминает Физули. — Даже была серия открыток и марок с изображением вокзала в Минджевани и надписью: «Дружба народов». Не верится, что были такие времена».

Да уж, в регионе пока не могут договориться не то что о дружбе, а хотя бы о начале торговли. Впрочем, Миндживан не в самом центре внимания. Азербайджан сосредоточен на Зангезурском коридоре, который должен связать Баку с эксклавом Нахичевань через армянскую территорию. Однако у Еревана много опасений.

«На самом деле речь идет о старой Нахичеванской сухопутной дороге. Она идет из Армении в Азербайджан и далее в Россию», — объясняет Физули Алиев.

Сегодня окружающая местность — это выжженные поля, разбитые мостовые и разрушенные дома. Дорога из Баку в Нахичевань по азербайджанскому участку кажется непреодолимой. Южные районы республики с начала девяностых до второй карабахской контролировали армяне. Сплошные руины.

Автобус с журналистами трясет на ухабах, но другой трассы нет. Водитель давит на газ и влетает в яму. Спасает ремень безопасности. Пока все это не очень похоже на оживленный торговый путь.

«Черт! Дороги не ремонтировали тридцать лет! — возмущается водитель. — Машину убьем, если так ехать. Через поля — нельзя. Там мины»‎.

Проклятия водителя напоминают, что несмотря на мирный, спящий пейзаж вокруг недавно здесь была война. Недавний конфликт не забыт и не изжит. Для того чтобы установился прочный мир, требуется время, поэтому дорогу, которая свяжет Армению и Азербайджан, будут охранять российские пограничники.

Сворачиваем на неровную тропу вдоль реки Аракс. Это естественная граница между Азербайджаном и Ираном. Мобильная связь путается в сигналах. СМС-сообщение уведомляет, что мы в Азербайджане. Через сто метров: «Добро пожаловать в Иран»‎. Проезжаем города Физули, Джебраил, Зангилан, Губадлы. За окном все те же минные поля, руины, заброшенные кладбища. На границе с Сюникской областью — новая эсэмэска: «Вас приветствует солнечная Армения!»‎ Все рядом. Зангелан словно объединяет три страны — Армению, Азербайджан и Иран.

«Сорок километров Зангезурского коридора пройдет по Сюнику. Это самый короткий путь до Нахичевани, а там и до Турции рукой подать», — уточняет инженер путей сообщения Гасым Алиев, показывая в сторону Армении.

Нахичеванская сухопутная дорога действовала и в советский период. Но в конце восьмидесятых обострилась ситуация вокруг Нагорного Карабаха и использовать этот маршрут стало опасно. Поезда забрасывали камнями. Участок от армянского Мегри до азербайджанского Горадиза пытались взять под контроль военные. Поезда остановились. Рельсы разобрали за ненадобностью. Связь Баку с Нахичеванем по самому короткому маршруту прервалась.

Перерезали и путь из нахичеванского города Шарур до армянского Ерасха, обеспечивавший прямой выход Армении на Россию. Причем от станции Ерасх была ветка в Иран. Железнодорожная смычка между армянским Иджеваном и азербайджанским участком дороги в Баку тоже разъединилась.

Сохранилось сообщение с Ираном и Грузией. Через эти две страны Армения выходила на внешние рынки. Но Военно-Грузинская дорога из-за снегопадов зимой часто закрывалась, а путь через Тегеран не самый близкий.

Специалист по транспортным коммуникациям на Южном Кавказе Орхан Багиров подчеркивает: Зангезурский коридор — дело принципа. В первую очередь для Еревана.

«Во-первых, это самый короткий и экономически выгодный путь из Баку в Нахичевань. Связь с эксклавом через Иран обходится дорого. Во-вторых, Армения тоже отделена от Нагорного Карабаха, а Лачинский коридор, хоть и имеет экстерриториальный статус, пролегает по азербайджанской территории. Вот и мы хотим получить прямой выход в Нахичевань через Армению».

Внимание к Зангезурскому коридору азербайджанцы объясняют и тем, что его восстановление оговаривается в трехстороннем соглашении от 9 ноября 2020 года. В возвращенных районах — Джебраильском, Кельбяджарском, Губадлинском, Лачинском и Зангеланском — азербайджанские власти формируют Восточно-Зангезурский экономический район. Через эти территории и проведут транспортную артерию.

«Армения поставляет на внешние рынки абрикосы, коньяк, металлы. Выход из изоляции расширит возможности. Инвесторам не интересны страны с плохой логистикой, — говорит российский кавказовед Нурлан Гасымов. — В советский период у Армении было сильное промышленное производство. Развивались автомобилестроение, медицина, металлургия. Даже АЭС построили — Мецаморскую. Заводы сегодня стоят, но сохранился кадровый потенциал. Если наладить транспортное сообщение, есть шанс восстановить все это».

Собеседник РИА Новости обращают внимание и на выгодное географическое расположение Армении — между Европой, Россий и Азией. Он не исключает, что со временем Ереван подключится к проекту международного транспортного коридора «‎Север — Юг». Маршрут свяжет страны Балтии с Индией через Иран.

Армения может стать участником и Транскаспийского международного транспортного коридора «‎Запад — Восток»‎, обеспечивающего грузопоток из Китая в Турцию и Европу.

«Сейчас все везут через Грузию, хотя через Армению короче. Ереван мог бы стать транзитным хабом. Китайский «Пояс — путь»‎ — еще один перспективный вариант. Все это повысит инвестиционную привлекательность страны»‎, — рассуждает Гасымов.