По мнению российского эксперта, Минская группа ничего не решала и не могла решить 30 лет, все это привело к кровопролитной войне.
На заседании правительства Армении премьер-министр Никол Пашинян неожиданно после длительного перерыва выступил с миролюбивым заявлением, подтвердив готовность Еревана возобновить работу трехсторонней комиссии вице-премьеров Армении, России и Азербайджана по разблокировке региональных коммуникаций.
Как это можно объяснить?
Как передает AZE.az, известный российский журналист и общественный деятель Максим Шевченко в интервью Oxu.Az в первую очередь напомнил, что Никол Пашинян уже утвержден на пост премьер-министра: «Полнота власти у Пашиняна, теперь он, обладая парламентским большинством, может проводить единственно разумную политику для народа Армении – это мир и разблокировка всех коммуникаций. Это соответствует интересам РА, а не армянских мафиозных транснациональных структур».
«Я думаю, что Никол Пашинян будет разумно действовать, несмотря даже на то, что в его голове останутся всякие фантомы про Тиграна Великого. Как пел покойный Петр Мамонов: «у каждой бабы есть свои люляки, люлякибаб, люлякибаб…». Тут ничего не изменить (смеется – ред.). Но в реальности я уверен, что альтернативы мирному процессу просто не существует. Пашинян это понимает. И если он поддерживает мирный процесс, то и флаг ему в руки, как говорится. Будем ему помогать на этом пути», – отметил Максим Шевченко.
– При этом Никол Пашинян вновь стал апеллировать к Минской группе ОБСЕ, которая давно потеряла свой авторитет…
– …Это реверанс в сторону Европейского Союза после визита европейских чиновников. Слова о Минской группе – это присяга на верность Брюсселю. Другого смысла не существует. Минская группа ничего не решала и не могла решить 30 лет, все это привело к кровопролитной войне.
– Ваши прогнозы по делимитации и демаркации границ между Азербайджаном и Арменией и дальнейшему подписанию мирного соглашения между странами?
– Я скажу так: сама логика политического процесса требует этого. Если Никол Пашинян начнет процесс по делимитации и разблокировки коммуникаций с Азербайджаном и Турцией, то тогда его люди скажут: «Мы разменяли миф об «Арцахе» на мир и интеграцию Армении в экономическое пространство, в котором находятся Азербайджан, Турция, Россия, Грузия. Легализуются отношения с Ираном и т.д.».
Если всего этого сделано не будет, то тогда с него спросят за проигранную войну. Либо он это сделает, и люди скажут, что все нормально – мы получили мир, как немцы после поражения в войне.
Напомню, что благодаря первому федеральному канцлеру Конраду Аденауэру, ФРГ стала процветающей страной. Немцы забыли о разгроме и унижении, которому, кстати, не подвергался армянский народ, ведь это армяне находились на оккупированной территории Азербайджана.
Я, конечно, привожу условное сравнение. Но Никол Пашинян все это изучал и знает. Мне кажется, он хочет построить в Армении европейский стиль политики. Если это так, то я полностью приветствую такое намерение. Это может пойти на благо не только Армении, но и всем соседям.
Армянам надо перестать жить в криминальном капитализме, где правят миллиардеры при помощи силовиков, где делаются ставки на насилие и разные исторические утопии. Люди в XXI веке заслужили жить в цивилизованном обществе, с отрытыми границами, возможностями ведения бизнеса, с соблюдением прав и свобод. Если Никол Пашинян это сделает, то войдет в историю армянского народа.
– В Армении есть, как говорят, «меньшинство», настроенное на реванш. При этом многие представители этой прослойки попали и в новую команду Пашиняна. Могут ли они на него как-то повлиять?
– Конечно, эти внутриармянские дела могут повлиять. И есть очень важный нюанс. Мы знаем, что Армения – это государство, где можно прийти в парламент и убить премьер-министра и спикера, как это случилось в октябре 1999 года. Это государство, в котором политический теракт является нормой жизни.
Так что Никола Пашиняна могут просто убить. Но у него нет другого выбора кроме как показать развитие страны, дать Армении надежду на будущее в обмен на поражение страны в войне. А открытые границы с Турцией и Азербайджаном – новая экономическая реальность. И это является его единственной картой в борьбе с «карабахской бандой» во главе с Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном.