Ереван по-своему трактует пункты трехстороннего соглашения, отказываясь их выполнять.
Накануне премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о готовности встретиться с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым для проведения переговоров. Он отметил, что Армения якобы готова участвовать в переговорах и что он ждет конкретных предложений и то, что Ереван готов возобновить работу трехсторонней комиссии вице-премьеров Армении, России и Азербайджана по разблокировке региональных коммуникаций.
Чуть позже в СМИ появился комментарий министра территориального развития и инфраструктур РА Гнела Саносяна, в котором он отметил, что в случае разблокирования коммуникаций в регионе (разблокирование путей сообщения между Азербайджаном и Арменией входит в трехстороннее заявление от 10 ноября 2020 года – Ред.) это будет экономически выгодно и соседним странам. По его словам, направления в этом случае будут те же, что и во времена СССР, когда железная дорога проходила через Нахчыван и Мегри.
Действительно ли армянское правительство желает сближения с Азербайджаном? Насколько серьезно в Ереване рассматривают вопрос о разблокировке коммуникаций? Или это очередная риторика и пускание пыли в глаза международному сообществу?
Как передает AZE.az, на эти вопросы редакция Caliber.Az попросила ответить азербайджанского политолога, руководителя клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгара Велизаде, российского эксперта, председателя экспертного совета Фонда «Мастерская евразийских идей» Григория Трофимчука и участника Первой Карабахской войны и апрельских боев 2016 года, полковника запаса Рауфа Дамирова.
По словам И.Велизаде армянское политическое руководство вынуждено мириться с постконфликтной реальностью, о чем свидетельствуют последние заявления с их стороны.
«Несомненно, хотелось бы, чтобы армянское руководство в полной мере осознавало степень ответственности, которая лежит на нем и раскрывало своему обществу полную картину реальности, а не преподносило ее как им того хочется. Азербайджанская сторона на протяжении длительного времени неоднократно говорила о необходимости разблокирования коммуникаций, о создании условий для этого, указывала на необходимость создания Зангезурского транспортного коридора. Армянская же сторона упорно игнорировала все эти факты. Заявление министра Саносяна свидетельствует о том, что армянская сторона признает необходимость разблокирования коммуникаций, принимая во внимание давление – прямое либо косвенное, которое оказывается на него не только азербайджанской, но и российской сторонами.
С другой стороны, заявление самого Пашиняна, что он готов к переговорам, в целом свидетельствует о том, что армянская сторона понимает бесперспективность военного решения постконфликтных противоречий. В то же время, противоречия существуют внутри самого армянского правительства. Если Пашинян заявляет о мирном диалоге, то министр обороны твердит об обратном, о возможности силового давления на Азербайджан, а это говорит о том, армянские власти в своих действиях непоследовательны и что одного заявления Пашиняна мало – необходимы конкретные дела», – сказал Ильгар Велизаде
В свою очередь Г.Трофимчук отметил, что, несмотря на вроде бы как победу на внеочередных парламентских выборах, Никол Пашинян по-прежнему не имеет нужной поддержки со стороны подавляющего большинства населения Армении. Поэтому он может подписывать что угодно, любые документы, но они теперь будут всегда находиться под угрозой срыва, невыполнения и т.п.
«Народ Армении уже никогда не простит Пашиняну поражения в войне. То же самое напрямую касается продолжения армяно-азербайджанских переговоров в целом, а также таких важных пунктов, как Зангезурский коридор. В то же время Пашинян, что принципиально важно, собирается это делать под эгидой Минской группы ОБСЕ. Это не совсем входит в планы Баку, который давно и регулярно указывает, что никакого статус-кво уже не существует.
Таким образом, у премьер-министра Армении имеются свои планы, известные только ему, и здесь ничего нельзя гарантировать. В том числе отсутствия скрытого курса на дальнейшую дестабилизацию всего региона.
А пока Пашинян действует вполне в русле, духе ожиданий Москвы, которая ждет не только разблокирования транспортных коммуникаций всего региона, но и введения армяно-азербайджанской проблемы вновь в спокойное, переговорное русло. Повторюсь: все бы было прекрасно, если бы не настроения оппозиционных Пашиняну армянских партий и населения страны. Есть на этом пути и непреодолимые препятствия в виде недостаточно точных формулировок трехстороннего заявления от 10 ноября прошлого года. Ереван толкует их по-своему, Баку – по-другому. И это тоже – одна из ям для будущей войны.
Пашинян не хочет никакого сближения с Азербайджаном, этот пункт однозначно не входит в его планы. Тем более что в самой Армении его уже давно и прочно называют «турком». Так что доказывать это на практике ему нет никакого смысла, так как угрозу внутреннего переворота с повестки дня в Армении никто не снимал.
Пашинян готов возобновить переговоры с Азербайджаном по главной причине: это позволит ему затянуть ситуацию на необозримый, долговременный период, когда его не тронут ни с какой стороны», – считает Г.Трофимчук.
Участник Первой Карабахской войны и апрельских боев 2016 года, полковник запаса Рауф Дамиров отметил, что разблокировка коммуникаций и сближение с Азербайджаном является требованием не только нашего руководства, но и других государств. Армения идет на этот шаг, прекрасно понимая свою выгоду, а не от большой любви к Азербайджану и тем более не от того, что признает свою вину.
«На самом-то деле Азербайджан вернул свои исконно принадлежащие ему территории. Об этом неоднократно в своих выступлениях говорил президент Ильхам Алиев. Азербайджан вернул все своими силами. И очень странно, что Армения пытается взывать к Минской группе ОБСЕ, которая на протяжении 30 лет пыталась решить данный конфликт якобы мирным путем. В итоге ничего не вышло. Все попытки остались тщетными. Азербайджан все решил благодаря своей сильной армии во главе с Верховным главнокомандующим.
С одной стороны, Армения заявляет, что хочет мирного диалога с Азербайджаном, но в то же самое время перебрасывает своих военнослужащих в Ханкенди. Поэтому, говоря о попытках сближения с Азербайджаном с их стороны, нужно всегда помнить, что армяне остаются для нас неблагонадежными соседями, о чем свидетельствуют последние события», – сказал Р.Дамиров.