По словам азербайджанского эксперта Ризвана Гусейнова, с назначением Мирзояна на пост главы МИД следует ожидать ослабления российского влияния на Армению во внешнеполитическом плане.
Как передает AZE.az со ссылкой на Caliber.Az, накануне президент Армении подписал указ о назначении бывшего спикера парламента Арарата Мирзояна министром иностранных дел РА. Мирзоян – один из основателей партии «Гражданский договор», которую возглавляет Никол Пашинян, и считается ближайшим соратником премьер-министра.
Что стоит за этим назначением? Означает ли оно, что Пашинян испытывает острый кадровый голод? Что изменится во внешней политике Армении с назначением Мирзояна министром иностранных дел?
На эти и другие вопросы редакция Caliber.az попросила ответить доктора политических наук, государственного советника Российской Федерации первого класса и экс-начальника Управления СНГ Росзарубежцентра при МИД РФ Татьяну Полоскову, российского политолога, востоковеда Дмитрия Верхотурова, российского политолога Андрея Никулина и азербайджанского историка, политолога, директора Центра истории Кавказа Ризвана Гусейнова.
По словам Т.Полосковой, новый министр иностранных дел Армении – выскочка.
«Министерство иностранных дел само внешнюю политику определять не может – это прерогатива руководства страны. Но, исходя из ситуации в высших эшелонах власти Армении, где кто в лес, кто по дрова, может быть что угодно. Меня повергла в шок скудная биография нового министра иностранных дел Армении, который не только не карьерный дипломат (это бывает), но и вообще не имеет профильного образования. Он окончил отделение искусств исторического факультета Ереванского университета. Трудовой путь тоже извилист. Где он только не работал. И в российском агентстве Regnum, и в различных фондах, и в банках, и в «Музее-институте геноцида армян» НАН РА. У нас люди с такой извилистой и непрофильной для серьезной должности биографией попадали в элиту политвласти только в лихие 90-е.
Правда, с 2018 по 2019 год этот господин на волне победы блока партий ЕЛК занимал должность сразу первого вице-премьера, а потом по 2020 год – спикера Национального собрания Армении. Потом был побит в памятную ночь, когда озверевшая толпа в Ереване пыталась найти Пашиняна и учинить над ним самосуд. Мирзоян – абсолютно не презентабельный внешне. А министр иностранных дел – это лицо страны. У нас таких людей вежливо называют выдвиженцами, а в народе – выскочками. Это говорит о том, что у Еревана очень узкая колода персоналий на серьезные посты. Я послушала его выступления – это сплошные причитания по «жертвам геноцида», которые то ли были, то ли нет. Призывы к самоопределению «арцаха». И прочая идеологическая болтовня.
Это назначение вызвало ироничные замечания у многих армянских политиков и в армянской диаспоре. Так, пресс-секретарь партии «Родина» Сос Акопян в связи с назначением Арарата Мирзояна на должность министра ИД заявил: «Может ли рассевшийся в кресле премьера дать рациональное объяснение, что за провинциальный вальс танцует при назначении на государственные должности?». На самом деле, взаимодействовать с таким персонажем будет крайне сложно, поскольку сложно понять логику непрофессионала. Это даже не провинциальный вальс назначений, а какая-то взбесившаяся деревня. В советское время Армения дала стране много блестящих и грамотных дипломатов. И до чего все дошло», – сказала Т.Полоскова.
Востоковед Дмитрий Верхотуров полагает, что в самой политике Еревана ничего не изменится, но может измениться подход в ее проведении.
«Бывший спикер парламента – это человек с некоторыми навыками переговоров, соглашений, дебатов на различных заседаниях. Вероятно, МИД Армении рассчитывает провести кампанию на международном уровне, где как раз нужен человек с навыками проведения заседаний», – сказал Д.Верхотуров.
В свою очередь, А.Никулин считает, что внешняя политика Армении предопределена ее географическим расположением и историей.
«Никакие персональные изменения как на посту министра иностранных дел, так и на должности премьера или президента не могут ее существенно сдвинуть от ориентации на сотрудничество, во многом на зависимость от Москвы. Так же исторически будут проводиться попытки усилить контакты со странами Европы и США, чтобы получить политическую и финансовую поддержку, разнообразить количество патронов и партнеров, но все эти действия априори второстепенны, поскольку ни одно из европейских государств не имеет ресурсов, возможностей и желания, чтобы всерьез войти в регион Южного Кавказа и изменить региональные балансы», – сказал А.Никулин.
По словам Р.Гусейнова, с назначением Мирзояна на пост главы МИД следует ожидать ослабления российского влияния на Армению во внешнеполитическом плане.
«Арарат Мирзоян идеологически очень близок к Пашиняну, он полностью поддерживает его линию. После провальной для Армении и победоносной для Азербайджана войны, когда 10 ноября было подписано трехстороннее заявление о прекращении военных действий, Мирзоян, который тогда был спикером, был жестоко избит негодующей толпой армян, ворвавшихся в парламент, чтобы расправиться с ним, так как его считают одним из виновников поражения. Он является креатурой США, поскольку очень близок к послу США в Армении и неоднократно цитировал его. Существует устойчивое мнение, что он человек Запада.
Стоит также отметить, что, будучи историком, он также участвовал в изучении так называемого «геноцида армян» вместе с турецкой стороной. Именно тогда многие высказывали мнение, что он является «агентом Турции». Хотя мне кажется, что явно видно его проамериканскую позицию. Мирзоян даже был представителем одного из влиятельных британских банков в Армении и зарекомендовал себя как финансист. Учитывая его чисто прозападный уклад и опыт в финансовом и банковском секторе, Мирзоян скорее будет делать упор на поиск взаимодействия с Западом. В перспективу будущих мирных переговоров между Арменией и Азербайджаном он, как молодой дипломат, может внести определенный вклад», – сказал Р.Гусейнов.