По мнению молдавского эксперта, возмещение ущерба может принимать различные формы, такие как реституция, компенсация или сатисфакция. Подобные средства могут применяться отдельно или в сочетании друг с другом.
После 44-дневной войны в Азербайджане актуализировался вопрос обращения в международные суды с иском о получении компенсации от Еревана за разрушенные инфраструктуру и дома в Карабахе. В Баку открыто заявили, что с этой целью намерены привлечь международные организации и экспертов, которые, после подсчета всего нанесенного армянской оккупацией урона, обратятся в суд с требованием компенсации за 30 лет. По мнению некоторых экспертов, сумма ущерба, причиненного Азербайджану в результате оккупации его территорий, еще точно не определена, но предварительно она превысит 50 млрд долларов.
Как передает AZE.az, перспективы получения Азербайджаном компенсации от Армении редакция Caliber.Аz обсудила с председателем Общественной палаты Молдовы, членом Европейского института омбудсменов Аурелией Григориу и директором правозащитного центра «Азербайджан» Эльдаром Зейналовым.
По словам А.Григориу, любое нарушение обязательств по международному праву влечет за собой обязанность возмещения ущерба.
«Сегодня особенно важным и актуальным для Азербайджана стал вопрос устранения последствий 30-летней армянской оккупации и восстановления разрушенной инфраструктуры. Этот вопрос регулярно обсуждается в азербайджанской прессе, социальных сетях, на различных онлайн-форумах. Общественность интересует вопрос: выплатит ли Армения компенсации Азербайджану за вандализм на оккупированных ранее территориях, смогут ли изгнанные из своих домов азербайджанцы получить материальное и моральное возмещение причиненного агрессором ущерба. Чтобы ответить читателям на этот вопрос, на мой взгляд, необходимо сначала определиться с общими понятиями возмещения ущерба согласно нормам международного права. Определиться, каким конкретно образом Азербайджан поставит вопрос о возмещении материального и морального ущерба, причиненного стране, беженцам, вынужденным переселенцам и всему азербайджанскому народу.
Согласно общим принципам международного публичного права, любое нарушение обязательств по международному праву влечет за собой обязанность возмещения ущерба. Возмещение ущерба может принимать различные формы, такие как реституция, компенсация или сатисфакция. Подобные средства могут применяться отдельно или в сочетании друг с другом.
При реституции целью является восстановление положения, существовавшего до совершения противоправного деяния. Примером реституции может служить освобождение незаконно задержанных лиц, возвращение противоправно конфискованного имущества, отмена незаконно предписанной судебной меры и т.д. Вполне очевидно, что в случае с Арменией материальная реституция невозможна, поскольку на освобожденных территориях уничтожены практически все здания – жилые дома, школы, больницы, общественные здания, исторические памятники, могилы предков, мечети.
Реституция также может оказаться ненадлежащим средством, если выгода, получаемая от нее потерпевшим, абсолютно непропорциональна той цене, которую заплатит за нее Армения.
Компенсация – это денежная выплата за исчислимый в финансовом выражении ущерб, причиненный в результате оккупации. Компенсация может выплачиваться за причинение материального и морального ущерба.
Сатисфакция применяется в отношении нематериального ущерба, равносильного публичному оскорблению потерпевшего государства или лица. Примерами сатисфакции служат признание правонарушения, выражение сожаления, официальное извинение или уверение в том, что правонарушение не повторится. Сатисфакция также может включать дисциплинарные меры или наказания в отношении тех лиц, действия которых стали причиной противоправного деяния.
На мой взгляд, решение на международном уровне вопроса о возмещении Арменией материального и морального ущерба принципиально и неразрывно связано с вопросом о привлечении этой страны как страны-агрессора к международной уголовной ответственности и как следствие – взыскание материального и морального ущерба. Иначе регион имеет все шансы на длительное продолжение течения конфликта и в дальнейшем.
Справедливости ради следует отметить, что существующие международные механизмы позволяют обратиться жителям пострадавших районов Азербайджана в Европейский суд с иском к Армении о взыскании материального и морального ущерба, причиненного конкретным лицам вследствие нарушения Арменией норм гуманитарного права», – сказала А. Григориу.
В свою очередь, Эльдар Зейналов отметил, что работа по установлению прямого материального ущерба, нанесенного вооруженными силами Армении и ее оккупационной политикой государственным учреждениям Азербайджана и частным лицам, уже ведется. Но есть обоснованное сомнение, что он будет оценен полностью.
«Ни одна крупная война не обходилась без выплаты проигравшей стороной компенсаций за вред, причиненный стране-победителю, по римскому принципу Vae victis («Горе побежденным»), причем размер этих выплат всегда был предметом споров, а при чрезмерности — становился поводом для новой войны. Даже большевики, известные своим лозунгом «Мир без аннексий и контрибуций», вскоре столкнулись с аннексией ряда территорий бывшей Российской империи и необходимостью громадных выплат по сепаратному Брестскому миру (1918) с Германией и ее союзниками. Кстати сказать, сама Германия, проигравшая войну с бывшими союзниками России, была обложена ими такими выплатами, что смогла расплатиться с ними лишь в 2010 году.
Дискуссии по поводу послевоенных выплат велись еще на Первой (1899) и Второй (1907) Гаагских мирных конференциях, на Версальской (1919) и Лозаннской (1932) конференциях, Ялтинской и Потсдамской конференциях (1945). При этом явным прогрессом стал отказ от практики контрибуций, то есть дани, назначенной победителем и наложенной им на побежденного, и замена их репарациями – возмещением убытков от агрессии. Контрибуция — это цена поражения, ее может потребовать и победившая страна-агрессор. Репарацию же выплачивают лишь стране-жертве агрессии, и лишь за материальный ущерб.
Разница в моральной стороне претензий, но, по большому счету, не в их размере. Не случайно «справедливые» репарации, наложенные Антантой на Германию (а это первоначально были 269 млрд золотых марок, или почти 100 тыс. тонн золота), вызвали ее обнищание, гиперинфляцию, безработицу и в конечном счете — приход к власти Гитлера и начало новой войны.
Постепенно к большим державам пришло осознание того, что компенсации со стороны проигравшей стороны не должны быть грабежом в отместку за агрессию, а лишь соразмерной выплатой за материальный ущерб. В необходимых случаях это допускает даже помощь в восстановлении разрушенной войной экономики побежденной страны с тем, чтобы она могла быстрее выплатить свой долг победителю. Практикуется демонтаж оборудования прежде всего военных, а не гражданских предприятий, оплата долга натурой и т.п.
С этих общепринятых позиций Азербайджан и должен подходить к выплате репараций со стороны Армении. И первыми шагами должны стать точная оценка материального ущерба, непосредственно нанесенного армянской агрессией, и заключение мирного договора с Арменией, где были бы зафиксированы размер и формы выплаты репараций.
Например, достаточно сложно оценить ущерб от добычи, точнее сказать — грабежа полезных ископаемых, использования водных ресурсов и пахотных земель на оккупированных Арменией территориях. Необходимо также найти единицу измерения ущерба — его подсчитывают в нынешних манатах, но первоначальная цена была в советских рублях и дореформенных манатах, а их пересчет составляет определенную трудность (вспомним хотя бы историю с возвращением замороженных советских банковских вкладов).
Следующим вопросом, естественно, будет вопрос о платежеспособности Армении. На первый квартал 2021 года золотые запасы наших соседей составляли 0 (ноль) тонн, а валютные — чуть меньше 3 млрд долларов США, продажа золота – 5,6 тонны в год, экспорт товаров — 2,5 млрд. Разумеется, это капля в море. Впрочем, и у Германии в 1918 году была та же ситуация, из которой нашли выход. Поэтому, скорее всего, Армении потребуется нечто вроде «плана Дауэса» по восстановлению экономики. Но пока что мы видим, что ближайший союзник Армении — Россия предлагает ей модернизировать не экономику, а армию.
Вероятно, в дальнейшем (уже после заключения мирного договора и на его основе), в Азербайджане будет создана Госкомиссия по репарациям для контроля выплат, диверсификации платежных средств и т.п. В число таких средств может войти и оплата транзита товаров по Зангезурскому транспортному коридору или даже аренда этого коридора (по примеру Китайско-Восточной железной дороги в 1903-1928 гг.).
Что касается предложений о выплате долга землями, в частности, тем же Зангезуром, то гипотетически, по решению полномочных властей Армении или путем референдума это возможно. Но армяне на это не пойдут, так как тогда лишатся границы с Ираном, который уже однажды спас ее во время блокады в 1990-х. Не будем забывать и то, что трехстороннее соглашение в части транспортного сообщения с НАР однозначно определяет, что Армения «гарантирует безопасность транспортного сообщения», а Россия обеспечивает «контроль за транспортным сообщением».
Повторю, что мирный договор и репарации на его основе должны быть построены так, чтобы не провоцировать новую войну. А разговоры о ней уже ведутся, кто-то грезит о реванше.
Поэтому немаловажен вопрос, есть ли у Азербайджана эффективные меры принуждения Армении к выполнению мирного соглашения после его заключения. История с длительным невыполнением 4 резолюций Совбеза ООН, куда, кстати, входят на постоянной основе все страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ, показывает, что ни ОБСЕ, ни ООН в данном вопросе нам не помощники. А США и вовсе недавно вновь подтвердили печально знаменитую «907-ю поправку» к Акту поддержки свободы, введенную в 1992 году. Так что, остается рассчитывать на содействие старых партнеров — Турции и России», – отметил Э.Зейналов.