Не всем по душе пришлись шаги Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности.
В старой песне, написанной композитором Александром Зацепиным на стихи поэта Леонида Дербенева для кинофильма «Повар и певица», которую спела Алла Борисовна Пугачева, есть такие шутливые строчки: «Если долго мучиться, что-нибудь получится».
Не знаю, мучились ли сопредседатели Минской группы ОБСЕ, чтобы урегулировать армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт, но по факту у них ничего не получилось. В итоге осенью 2020 года Азербайджан сам урегулировал конфликт, добился этого силовым путем и политическими средствами.
Как передает AZE.az со ссылкой на Caliber.az, казалось бы, с политической карты мира исчезла одна из «горячих точек» и мировые центры силы должны были лишь это приветствовать. Но не тут-то было, не всем по душе пришлись шаги Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности и стабилизации ситуации в регионе Южного Кавказа.
На это, в частности, указывают провокационные заявления посла США в Армении Линн Трейси. В прошлом месяце эта дама, имеющая за плечами солидный дипломатический стаж, уже становилась «героиней» нашей публикации, когда, посещая Зангезур, обмолвилась о некоем статусе для Карабаха. Мол, «нагорно-карабахский конфликт не может быть урегулирован без решения вопроса статуса Нагорного Карабаха». Естественно, она удостоилась гневной отповеди со стороны азербайджанской общественности и СМИ, в частности, Caliber.Az, за, как нам тогда казалось, непродуманное и поспешное заявление.
Однако сегодня мадам Трейси вновь наступила на те же грабли, заговорив о «статусе», что уже навело на мысль, что ранее посол не оговорилась, а озвучила позицию своего государства по вопросу Карабаха. Посудите сами.
«Хочу подчеркнуть, что я не раз говорила: мы не считаем вопрос статуса Нагорного Карабаха решенным. Мы видим необходимость в комплексном решении проблем между двумя странами. Позиция американской стороны заключается в том, что вопрос статуса Нагорного Карабаха остается в повестке дня Минской группы», – сказала Трейси.
Налицо, с одной стороны, подыгрывание реваншистским силам Армении, дабы не угас костер конфликта, а с ним и возможности для вмешательства в дела Азербайджана и Армении, с другой, нежелание Вашингтона принимать и признавать сложившиеся после 44-дневной войны новые геополитические реалии на Южном Кавказе.
Конечно, в какой-то мере тут присутствует и обида США, которые остались в стороне от протекающих здесь экономических, транспортных и политических процессов. Но обижаться тут американцам нужно только на себя. Разве не США были сопредседателем пресловутой МГ ОБСЕ? Что же мешало в таком случае Вашингтону как в рамках этой группы, так и самостоятельно, учитывая претензии США на единственную силу в роли мирового жандарма, проявить активность в урегулировании конфликта на основе международного права и четырех резолюций СБ ООН? Не сделав ничего в этом плане, теперь американцы пытаются как бы подвесить в воздухе окончательное решение армяно-азербайджанского противостояния и заключение мирного договора, вбрасывая в повестку дня вопрос некоего статуса для «Нагорного Карабаха», по сути, несуществующей территориальной единицы.
Хотим в очередной раз донести до внимания и мадам Трейси, и в целом – США: у освобожденных территорий может быть только один статус – статус Карабахского региона Азербайджана, на основе которого созданы Восточно-Зангезурский и Карабахский экономический районы. Никаких иных прав, выделяющих его из ряда других регионов или районов Азербайджана, у него нет и быть не может. И если Линн Трейси волнует «необходимость в комплексном решении проблем» между Азербайджаном и Арменией, то вряд ли подогревание ложных надежд армян относительно «статуса Карабаха» будет этому способствовать. Впрочем, тут скорее речь не о волнении о судьбе двух государств, а по поводу того, что в какой-то части света проблема нашла свое решение без помощи Вашингтона.