Азербайджанский политолог считает, что в Ереване хотели бы сделать из ОДКБ инструмент для продвижения интересов Армении, но Армения и до войны, а после войны не располагает достаточным влиянием дл яэтого.
Армения приняла председательство в Организации Договора о коллективной безопасности. В связи с этим армянская сторона предложила партнерам сконцентрироваться на последовательной совместной работе, направленной на динамичное развитие Организации и повышение эффективности ее механизмов. Об этом заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян на заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ в Душанбе.
«На наш взгляд необходимо продолжить работу по углублению внешнеполитической координации и взаимной поддержки для выработки согласованных подходов по международным и региональным вопросам, затрагивающим интересы государств-членов ОДКБ. С этой целью, придаём важное значение проведению регулярных разноуровневых консультаций, в том числе, и в формате «группы высокого уровня», в которую входят заместители руководителей внешнеполитических и оборонных ведомств. На наш взгляд оправдала себя практика принятия совместных заявлений и ее следует расширить», — сказал Пашинян.
По его словам, логика развития ситуации в различных регионах коллективной безопасности наглядно показала необходимость актуализации механизмов кризисного реагирования.
«Очевидна востребованность механизмов постоянного мониторинга, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций. На практике все это получит очертание, в том числе, и через обеспечение полноценного функционирования Центра кризисного реагирования», — отметил Пашинян.
Он заявил, что Армения намерена тесно взаимодействовать с государствами ОДКБ в целях повышения уровня боеготовности, боевой подготовки, слаженности и мобильности сил ОДКБ.
Как передает «Арменпресс», по завершении расширенного заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ президент Таджикистана Эмомали Рахмон от имени своей страны и себя лично поздравил с председательством Армении Никола Пашиняна и пожелал ему плодотворной деятельности.
Следующие заседания Советов министров иностранных дел и обороны стран-членов ОДКБ и Комитета секретарей Советов безопасности ОДКБ пройдут в Армении в первой половине 2022 года.
И что теперь? Что значит председательство в ОДКБ для Еревана? И что это значит для других стран, состоящих в этой организации? То есть, меняется ли как-то положение Армении в связи с тем, что она заняла (пусть и временно) позицию руководителя в международном военном блоке? Изменит ли это вообще хоть что-то, и как в целом можно оценить стойкость и потенциал этого союза, если вдруг станет вопрос о совместных боевых действиях на каком-то направлении?
Как передает AZE.az, на эти вопросы “Зеркало” ответили известные эксперты.
Александр Сытин, российский политолог и публицист, доктор исторических наук, глава North&Eastern Europe Research Political Center:
— ОДКБ — это создание и детище России, оно всегда действует в соответствии с позицией Кремля и никаких признаков самостоятельности от кого-либо от его участников ожидать не приходится.
Потенциал этого союза, если рассматривать его в рамках традиционного взгляда на военно-политические союзы, крайне низок, фактически страны ОДКБ — не более чем плацдарм для размещения при необходимости русских войск. Причем необходимость определяет Москва. Тем более я не стал бы ожидать каких-либо суверенных шагов от Армении, являющейся абсолютно зависимым от России государственным образованием.
Расим Мусабеков, политолог, депутат Милли Меджлиса:
— Председательство в ОДКБ Армении ничего для нее не изменит. Организация дышит на ладан. Это в сущности «клуб» военно-политических союзников или сателлитов России. Таджикистан использовал свое председательство в ОДКБ для нападения на другого члена ОДКБ — Кыргызстан. Это можно назвать союзом?
Армения и ее вооруженные силы в таком состоянии, что даже при российской поддержке они ближайшие 10 лет, а скорее и навсегда, даже помыслить о военном реванше в отношении Азербайджана не посмеют. Так что, не стоит придавать армянскому председательству в ОДКБ особое значение. Тем более, что у Азербайджана в этой организации, даже не будучи ее членом, партнерские отношения с Казахстаном, Беларусью, а теперь и с Кыргызстаном более прочные, чем у Армении.
Али Гаджизаде, политолог, руководитель проекта The Greater Middle East:
— Для Армении это не значит ровном счетом ничего, максимум — армянская сторона с трибуны ОДКБ может выразить какие-то свои претензии, не более того. «Председательство в ОДКБ», это декоративная позиция, которая мало что дает стране-председателю, тем более такой стране как Армения. Поэтому, считаю, с практической точки зрения, Армения ничего не получит.
С другой стороны, команда Пашиняна может получить козырь, и использовать его (негласно, конечно) в деле дискредитации ОДКБ и военного союза с Россией.
Понимаю, что в Ереване хотели бы сделать из ОДКБ инструмент для продвижения интересов Армении, но Армения и до войны, а после войны уж точно, не располагает ресурсами и достаточным влиянием для такого рода шагов.
Так что, по сути, Еревану остается тратить деньги армянских налогоплательщиков на организацию встреч и саммитов ОДКБ в Ереване, не более того.