По мнению известного российского эксперта, напряженность вокруг Карабаха сейчас существует в мозгах только у части азербайджанских и армянских политиков, журналистов, общественников и блогеров.
Как сообщают армянские СМИ, накануне состоялась встреча генералов российской армии Рустама Мурадова, Михаила Кособокова и Геннадия Анашкина с министром обороны Армении Аршаком Карапетяном. Заместитель командующего войсками Южного военного округа, бывший командующий российскими миротворческими силами (МС) в Нагорном Карабахе генерал-лейтенант Рустам Мурадов представил нового, уже третьего по счету, командующего российским миротворческим контингентом в Нагорном Карабахе, генерал-лейтенанта Геннадия Анашкина армянскому министру.
Отметим, что присутствующий на встрече генерал-майор Михаил Кособоков был назначен главой МС России в Карабахе всего две недели тому назад.
Как передает AZE.az, о том, что происходит, почему в Министерстве обороны России приняли такое решение, есть ли угроза начала новых военных действий, а также о встрече главы МИД Азербайджана с главой МИД Армении при посредничестве МГ ОБСЕ рассказал в интервью “Зеркало” российский политолог Олег Кузнецов.
— Армянские СМИ сообщают, что генерал Кособоков заменяется генералом Анашкиным. Отмечается, что генерал Кособоков идет на повышение. Другой версией является то, что Баку был против кандидатуры Кособокова. Как вы можете прокомментировать эту информацию? Если это не так, что в таком случае происходит?
— Если рассматривать вопрос чисто с карьерной точки зрения, то для генерала Кособока назначение в Карабах с должности заместителя командующего армией было не повышением, а понижением по службе.
Бригадами в России командуют обычно полковники, а не генерал-майоры, поэтому любое назначение генерала Кособокова на штабную должность в штабе армии или округа будет не повышением, а восстановлением утраченных с переводом в Карабах позиций. Мы не знаем, чем конкретно руководствовался министр обороны России, назначая этого генерала в Карабах, я не исключаю того, что это могло быть наказание, своего рода опала за какую-то служебную оплошность.
В любом случае, замена генерал-лейтенанта Мурадова на генерал-майора Кособокова показала, что актуальность военно-политической ситуации вокруг Карабаха для России понизилась, так как на должность командующего российским миротворческим контингентом в этом регионе стал генерал рангом своего предшественника ниже. Тем не менее, выводы можно будет делать после официального подтверждения назначения нового генерала.
— Что же на ваш взгляд происходит в МО России? Есть ли какие-либо риски обострения ситуации?
— Военное ведомство России, как ему и положено, живет строго по уставу: проводится плановое перевооружение армии, переобучение и подготовка личного состава, боевое дежурство по обеспечению безопасности страны, и все это не имеет ни малейшего отношения к Карабаху и ситуации вокруг него.
В структуре вооруженных сил России находится порядка 200 бригад, и только одна из них — 15-я Александрийская миротворческая — и то не в полном составе находится сейчас в Карабахе. И прошу поверить мне на слово, доклады из нее поступают ни непосредственно в Москву или в Кремль, как это кажется многим в Азербайджане или Армении, а направляются по первой инстанции только в Ростов-на-Дону, в штаб Южного военного округа ВС РФ, где они анализируются наряду с рапортами из других зарубежных баз МО РФ в Абхазии, Сирии и Южной Осетии. Поэтому не надо думать или воображать, что Карабах для военного ведомства России — это краеугольный камень глобальных геополитических интересов, он — всего лишь малый эпизод в каждодневной рутинной работе миллиона российских военных, две тысячи которых в Карабахе составляют малую часть их общего числа.
Ни о какой напряженности в Карабахе не может быть и речи, тем более о какой-то опасности для российских миротворцев. Если бы на это был хотя бы минимальный намек, то 58-я российская армия, соединения и части которой расквартированы на Северном Кавказе, была бы уже давно приведена в состояние повышенной боевой готовности, как это было в прошлом году во время армяно-азербайджанской войны.
Напряженность вокруг Карабаха сейчас существует в мозгах только у части азербайджанских и армянских политиков, журналистов, общественников и блогеров, которые таким образом пытаются привлечь к себе внимание публики, в действиях российских военных никакой напряженности или нервозности не наблюдается. Поэтому азербайджанской прессе и блогосфере пора перестать пугать самих себя и верить в выдуманные для себя страшилки.
— Сегодня также состоялась встреча глав МИД Азербайджана и Армении на полях Генассамблеи ООН при посредничестве Минской группы ОБСЕ. Получается, что МГ возвращается?
— Вообще-то Минская группа ОБСЕ никуда не уходила, чтобы откуда-то возвращаться. Напомню вам, что Азербайджан и Турция являются постоянными членами МГ ОБСЕ, но никто из них не заявлял о своем выходе из состава этой структуры, равно как и их стратегические партнеры в лице России и Беларуси, поэтому эта структура жива и будет жить дальше, скорее всего до тех пор, пока между Азербайджаном и Арменией не будет подписан мирный договор.
Поскольку лично я совсем не верю в реальность такой перспективы в нынешних реалиях, то Минская группа будет существовать или, как минимум, напоминать о своем формальном существовании еще очень долго. Пока ее роль в нагорно-карабахском урегулировании сводится к амплуа актера-статиста в театре с единственной репликой: «Чего изволите?», но это не означает, что в будущем у нее не появится роль с большим количеством слов.