В итоге после войны выиграли все, кроме высшего руководства Армении

По мнению молдавского эксперта, Турция существенно укрепила позицию в регионе, Россия смогла сохранить лицо, а Азербайджан вернул свои земли.

Как передает AZE.az, Caliber.Az публикует интервью с молдавским журналистом, главным редактором AVA-TV Андреем Андриевским.

– Как вы оцениваете итоги состоявшейся на днях в Сочи встречи президентов России и Турции?

– Очень сложно давать оценку итогов встречи Путина и Эрдогана, так как переговоры проходили один на один, и в публичное пространство информация не просочилась. Скорее всего, были две основные темы, которые больше всего волнуют сегодня обоих лидеров.

Первое, это транзит газа через «Турецкий поток», и второе – проблема Сирии, в которой интересы России и Турции находятся по разные стороны.

О чем именно они договорились, мы сможем достоверно судить только по тому, какие будут изменения по этим двум темам. Но можно с уверенностью сказать, что Эрдоган – сильный политический игрок, и наивны те, кто пытается делать из него то друга, то врага России. Эрдоган играет свою игру, и если ему на каком-то этапе выгодно сближение с Москвой, это произойдет, если невыгодно, будет движение в другую сторону. Что мы, собственно, и увидели за пару недель до встречи в Сочи, когда Эрдоган дал понять, что не признает российские выборы в Крыму и считает Крым территорией Украины.

– Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в регионе после 44-дневной войны между Азербайджаном и Арменией?

– Ситуация относительно стабильная и позитивная с геополитической точки зрения, так как Азербайджану удалось сбалансировать между двумя крупными игроками – Россией и Турцией. И несмотря на то, что Россия потеряла часть влияния на Кавказе, тем не менее все удалось обставить таким образом, что это выглядело, как удачная игра России. В итоге выиграли все, кроме высшего руководства Армении. Турция существенно укрепила позицию в регионе. Россия смогла сохранить лицо. Азербайджан вернул свои территории. Армения сильно проиграла в политическом плане, но на самом деле выиграла в том, что им больше не надо будет тратиться на поддержание оккупированных территорий и можно будет снизить концентрацию ресурсов на этом направлении.

Хотя, конечно, в политических процессах внутри Армении тема Карабаха будет одной из козырных карт еще много лет. Самый положительный момент заключается в том, что несмотря на очень серьезное обострение, практически полноценную войну, сторонам удалось прийти к мирному финалу и минимизировать количество потерь среди гражданского населения.

– Каковы ваши прогнозы относительно дальнейшего развития ситуации на Южном Кавказе?

– Ситуация будет зависеть от того, в каком ключе будет идти борьба между Россией и Турцией за возможность контролировать регион. Если борьба будет идти больше в экономическом и политическом ключе, то в целом это скорее даже хорошо для региональной экономики. Однако если в какой-то момент противостояние примет форму военного конфликта, то последствия могут быть непредсказуемыми.

– Как вы оцениваете нынешний уровень молдавско-азербайджанских отношений?

– Считаю, что отношения сегодня находятся на очень хорошем уровне. Действующий посол Азербайджана очень активно работает с молдавскими политиками, СМИ и азербайджанской общиной Молдовы. Думаю, что в ближайшее время сотрудничество должно выйти на новый, еще более качественный уровень, так как новая власть в Молдове не имеет никаких негативных предустановок в отношении Азербайджана, в отличие от бывшей власти, на которую имели большое влияние представители армянской общины.

– Экс-президент Грузии Михаил Саакашвили спустя 8 лет вернулся на родину, где был сразу же арестован. Каковы ваши прогнозы по дальнейшему развитию ситуации в Грузии?

– Все будет зависеть от степени пассионарности грузин. Дело в том, что Навальный, возвращаясь в Россию, видимо рассчитывал, что его арест вызовет массовые протесты, а возможно даже смену власти. Но в итоге его надежды не оправдались, небольшая волна протестов быстро сошла на нет. Народ России не захотел активно бороться против властей.

В то же время грузины в прошлые десятилетия показывали, что они гораздо более пассионарны и готовы на самые решительные действия. То есть, вполне вероятно, что самопожертвование Саакашвили может реально взорвать ситуацию. И здесь самый главный вопрос заключается в том, насколько велик авторитет Саакашвили в грузинском обществе. Если он достаточно велик, то можно ожидать больших перемен.