По мнению российского эксперта, Еревану придется выстраивать контакты с Анкарой, но пока к этому армяне не готовы, быть протекторатом России им проще.
Потенциальное сближение Армении и Турции, о котором говорят уже не первый месяц, вызывает гневную реакцию армянской оппозиции. Напомним, что в сентябре президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что грузинский премьер Ираклий Гарибашвили передал ему просьбу главы армянского правительства Никола Пашиняна о встрече. Затем секретарь Совбеза Армен Григорян подтвердил желание Армении постепенно урегулировать отношения с Турцией, а также организовать встречи представителей двух стран на высшем уровне.
«Мы уже говорили о необходимости установить мир во всем регионе. И в этом контексте мы должны урегулировать отношения с Турцией, процесс должен быть постепенным. Мы уверены, что одной из возможностей урегулирования этих отношений являются встречи на высоком и высшем уровне», – заявил А.Григорян.
Армянская оппозиция считает, что «между Арменией и Турцией существуют тайные связи, идут закулисные переговоры. И это не в интересах Республики Армения». Так, к примеру, считает вице-спикер Национального собрания от оппозиционной фракции «Армения», представитель партии «Дашнакцутюн» Ишхан Сагателян. По его словам, Турция выставила Армении три условия, одно из которых – открытие Зангезурского коридора. Что касается других требований, то, как считает И.Сагателян, речь идет об отказе от Карабаха и от процесса международного признания «геноцида армян». И отдельный момент, вызывающий неприятие части армянского общества, это необходимость признания территориальной целостности Турции. Вице-спикер армянского парламента заявил о необходимости «предотвратить отуречивание Армении».
Как передает AZE.az, за комментариями Oxu.Az обратился к директору российского Центра изучения новой Турции Юрию Мавашеву.
– Что могут иметь в виду в Ереване под словами «отуречивание Армении»?
– В этом просматривается страх отказа от своих иллюзий, которые формируют армянскую идентичность сегодня, являются ее несущими конструкциями. Ведь нормализация отношений с Турцией, признание за ней права вести диалог с Арменией в каком-то смысле уже отказ от самих себя. Вот почему они говорят об «отуречивании». То есть они боятся «раствориться» в Турции и в турках.
Выстраивать контакты с Анкарой придется, принимая на себя часть ответственности. К этому в Ереване не готовы. Быть протекторатом России им проще. В этой конструкции можно нести любую чушь, надеясь, что «старший брат» при необходимости поддержит, «впряжется», так сказать. Удобно устроились, конечно, ничего не скажешь.
– Открытие коридора в Нахчыван, признание территориальной целостности Турции, отказ от Карабаха – разве это не логичные шаги, чтобы установить отношения между Турцией и Арменией? Почему же армянская оппозиция против, ведь речь идет о выходе Армении из экономического, социального и демографического тупика?
– Странными категориями оперируют некоторые (армянские – ред.) политики. Фактически армянская сторона не предложила ни одного решения, направленного на нормализацию отношений с соседями и продолжает критиковать попытки других наладить этот диалог. Даже если предположить, что Армения не потеряла бы Карабах – все эти вопросы никуда бы не делись, были бы на повестке дня и опять же тянули бы Ереван назад, в вечное прошлое, в котором он находится, отказываясь от настоящего и будущего.
Открытие коммуникации в Зангезуре предусмотрено Трехсторонним заявлением, подписанным при посредничестве Москвы 10 ноября 2020 года. Глупо и недальновидно это отрицать. Не менее странно требовать от мира признать остатки от Карабаха, которые даже Армения не признала. И потом: хорошо, допустим Анкара и Баку – это «вечные враги Еревана», но может ли Армения назвать хотя бы одну страну, члена международного сообщества, который признал Карабах как независимое государство? Может быть Франция или США? Опять же – нет. Но зато продолжают упорствовать, хватаясь за воспоминания.
Что касается отказа от территориальных претензий к Турции, какая уважающая себя страна согласится установить отношения с государством, которое в своей конституции претендует на чужие земли? По-моему, ответ очевиден.
Обращаясь к т.н. «геноциду армян». Ежегодно турецкая сторона, президент Реджеп Тайип Эрдоган в своем в адрес армянской общине выражает свои соболезнования. То есть в этом и заложен ответ. Понятно, что были трагические события, связанные с депортацией армян, живших в прифронтовой полосе, в сирийскую пустыню Дейр-эз-Зор. Многие погибли от голода и болезней, но никто не упоминает, что местные «партизаны» армянского происхождения зверствовали в отношении мусульманского населения: турок и, кстати, курдов. Сколько можно мусолить эти воспоминания?
Я заявляю: где угодно в мире и на Кавказе в частности каждый народ может выставить такой счет своим соседям, что мы не вылезем из бесконечных войн, выяснений отношений. Для этого не нужно много ума. Готовность Анкары в принципе говорить об этом, выражать соболезнования нужно приветствовать. Это шаги в верном направлении при условии, что и армянская сторона признает свои грехи. И тогда будет просвет и выход из тупика. Неужели в Армении не смогли это понять за 30 лет своей независимости?