Истинная причина агрессии Ирана против Азербайджана

Иранские контрабандисты, водившие грузовики с иранскими номерными знаками, открыто перевозили наркотики через реку Араз в Нагорный Карабах и в Европу.

Тегеранский режим своим неадекватным отношением к итогам 44-дневной войны, унижающим Азербайджан на самых разных уровнях, еще более разжигает «войну нервов».

Как передает AZE.az, об этом пишут аналитики АПА.

На самом деле, официальный Баку терпел «капризы» Тегерана долгие годы. То, что 12 сентября Азербайджан создал полицейский и таможенный пост на границе Азербайджана с Арменией, на участке дороги Гафан-Горус, проходящем через Азербайджан и стал изымать таможенные пошлины с транспортных средств с иранскими номерными знаками, въезжающими на территорию страны, не понравилось нашему южному соседу. Наверное, в Тегеране думают, что Азербайджан и дальше должен был терпеть их «капризы».

Ранее официальный Баку выразил протест Ирану, потребовал положить конец въезду иранских автомобилей на территорию Азербайджана по дороге Гафан-Горус, а также незаконной перевозке грузов на территории, временно находящиеся под контролем российских миротворцев.

Но Иран не придавал значения этому протесту и продолжал поставлять армянам горючее и другие необходимые материалы. Не ограничиваясь этим, Иран впервые за 30 лет провел крупномасштабные военные учения на границе с Азербайджаном. Было ясно, что тегеранский режим демонстрирует мускулы Баку, и всё это вызвало недовольство в Азербайджане.

Азербайджанская общественность всегда чувствительно воспринимала шаги Ирана. Ни для кого не секрет, что Тегеран принимал непосредственное участие в разграблении территорий Азербайджана, находившихся под армянской оккупацией около 30 лет. Оккупант Армения продавала снесенные в Карабахе дома как стройматериалы Ирану. Все знали и о вырубке лесов и отправке их древесины в Иран.

Президент Гейдар Алиев, совершивший визит в Иран в декабре 1997 года для участия в саммите глав государств и правительств Организации Исламская конференция, проведенном в Тегеране, в ходе встречи с Верховным лидером Ирана Аятоллой Сейидом Али Хаменеи выразил свое недовольство в дипломатической форме. «Я выражаю признательность руководству Исламской Республики Иран за гуманитарную помощь, оказанную азербайджанским беженцам, в то же время выражаю сожаление в связи с тем, что многие государства оказывают политическую и экономическую поддержку Армении, продолжающей занимать неконструктивную позицию в мирном урегулировании армяно-азербайджанского конфликта», – отметил Гейдар Алиев.

Но Иран не сделал выводов из этого недовольства. За счет топлива, предоставленного Ираном, армянские танки уничтожали мирное население Азербайджана на наших землях.

На сегодняшний день Тегеран объясняет поставки бензина в Армению торговыми интересами. Но факты показывают, что Иран пожертвовал своими интересами ради страны-оккупанта. До начала 44-дневной войны Иран экспортировал бензин в Армению по цене 35 драмов (12 гяпиков). По итогам 2018 года общий торговый оборот между Ираном и Арменией составил 364 млн. долларов. Это считается самым высоким показателем с 1991 года. В 2020 году этот показатель достиг 400 млн. долларов. По итогам первых 6 месяцев 2021 года торговый оборот между странами составил 224 млн. долларов. Дело не только в экономике. То, что в дорожных путевках водителей, перевозящих бензин из Ирана в Ханкенди, это место указано как «Армения-Степанакерт», вызывает справедливое недовольство у Азербайджана и азербайджанского народа.

За те 30 лет, в течение которых земли Азербайджана находились под армянской оккупацией, на этих территориях вся инфраструктура, все историко-культурные и религиозные объекты были разрушены, природе был нанесен огромный ущерб. Хуже всего то, что Иран, называющий себя исламской страной, активно участвовал в этом процессе. Об участии Ирана в разграблении наших материальных богатств на оккупированных территориях – лесов, месторождений, незаконной деятельности компаний соседней страны на территории Азербайджана написано и сказано много, это подтверждено неопровержимыми фактами.

В период оккупации Армения и Иран поддерживали широкие экономические связи, осуществляли совместные экономические проекты. Между Ираном и Арменией был построен газопровод протяженностью 140 км. Строительство трубопровода было начато 20 декабря 2006 года, его открытие состоялось 19 марта 2007 года.

Армения перевозила на находившуюся под ее оккупацией территорию Карабаха при поддержке Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в грузовиках топливо и оружие. За эти годы находившиеся под оккупацией территории Азербайджана, расположенные на границе с Ираном, фактически контролировал КСИР. По данным западной прессы, Тегеран долгое время использовал этот маршрут для незаконного трафика наркотиков из Афганистана в Европу. Иранские контрабандисты, водившие грузовики с иранскими номерными знаками, открыто перевозили наркотики через реку Араз в Нагорный Карабах и в Европу, на эту тему в ведущих мировых СМИ опубликовано довольно много материалов.

То, что Иран в целом занимается наркоторговлей, доказано неопровержимыми фактами. Если посмотреть на данные таможенных органов Азербайджана, то становится ясно, что с ноября 2020 года по октябрь 2021 года азербайджанскими таможенниками выявлено 46 фактов незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Всего по этим фактам из незаконного оборота изъято 1 тонна 675 кг 418 граммов наркотических и психотропных веществ.

Более 99% наркотиков, изъятых из незаконного оборота, то есть 904 кг 152 грамма героина, 529 кг 545 граммов опиума, 44 кг 646 граммов гашиша, 195 кг 808 граммов метамфетамина, были обнаружены при их перевозке через таможенные пункты Астара, Билясувар и Шахтахта Нахчыванской Автономной Республики на границе с Исламской Республикой Иран. Эпизоды, выявленные в ходе следствия уголовных дел, возбужденных по указанным фактам, дают основание говорить о том, что эти преступления наркоконтрабанды в основном разрабатываются и осуществляются транснациональными организованными преступными группировками, пытающимися доставить героин, метамфетамин и другие опасные тяжелые наркотики на черные рынки Европы по маршруту Иран-Азербайджан-Грузия-(или Россия)- Украина.

С целью сокрытия этих наркотиков от таможенного контроля наркоконтрабандисты пытались перевести их с использованием специальных тайников, оборудованных в осуществляющих международные грузоперевозки автотранспортных средствах, либо придавая им вид других товаров. Находившиеся под оккупацией территории использовались как для создания наркотических плантаций, производства наркотиков, так и в качестве маршрута наркотрафика с Востока на Запад. Особую активность Исламская Республика Иран проявила в вопросе использования оккупированных территорий Азербайджана в качестве маршрута наркотрафика. Маршруты из Афганистана на Запад, проходя через Иран, были направлены через оккупированные территории Азербайджана в Армению, а оттуда в Европу.

Из-за того, что приграничные с Ираном Зангиланский и Джабраильский районы Азербайджана находились под оккупацией Армении, никаких проблем с транспортировкой наркотиков с этих территорий не возникало. Однако победа Азербайджана в 44-дневной войне, начавшейся 27 сентября 2020 года, и освобождение земель от оккупации создали условия для восстановления 132-километровой границы с Ираном. Это также привело к закрытию маршрута наркотрафика, который работал беспрепятственно в течение почти 30 лет. С взятием под контроль в последующий период 23-километрового участка дороги Горус-Кафан, проходящего через территорию Азербайджана, были ограничены и остальные возможности, связанные с наркотрафиком.

И то, что тегеранский режим раздражает, – это потеря миллионов, получаемых от торговли наркотиками. Тегеранский режим понимает, что в скором времени его работа в этой сфере еще более усложнится. Так, предусматривается создание Зангезурского коридора, который соединит основную часть Азербайджана с Нахчываном и Турцией. Одной из стран, которая пытается воспрепятствовать созданию этого коридора, является именно Иран. Иранская сторона предполагает, что запуск коридора полностью закроет маршрут наркотрафика из этой страны в Армению. Моллакратия раздражена потерей контроля над торговлей наркотиками. Известно также, что вопросы наркотрафика находились под непосредственным контролем Корпуса стражей исламской революции, и полученные средства направлялись на удовлетворение потребностей этой структуры, в том числе на финансирование террористических организаций и группировок за рубежом.
Интересно, что Иран, не имевший никаких проблем с Азербайджаном ни до войны, ни в течение года после войны, сразу после актуализации вопроса Зангезурского коридора, вновь возобновил агрессивную риторику и стал делать угрожающие заявления.

Отметим также, что большая часть грузовиков, отправленных в Армению и находившуюся под оккупацию территорию Карабаха, принадлежит компании «Nasr Novin Mishu», расположенной в северо-западных городах Ирана – Суфьяне и Тебризе. Компания «Nasr Novin Mishu» является одной из дочерних компаний компании «Nasr», которая работает под покровительством КСИР на северо-западе Ирана. Грузовые автомобили, прибывшие из северо-западной части Ирана, въехали в Карабахский регион Азербайджана, используя как минимум два разных маршрута, при этом на спутниковых снимках показаны две точки пересечения.

Одним из самых распространенных маршрутов является путь из Тебриза к ирано-армянской границе, в направлении Мегри и ведущее к Ханкенди шоссе Горус-Лачин.

Второй маршрут берет начало с северо-востока Хумарлы (иранская провинция Ардебиль) и ведет к Джабраильскому району, где проходит часть ирано-азербайджанской границы, которая с 90-х годов прошлого столетия была под контролем Армении.

Контроль Арменией азербайджанских земель, граничащих с северо-западным регионом Ирана, выгоден Тегерану и с политической точки зрения. Это означало «буферную зону» между Азербайджаном и северо-западными регионами Ирана, населенными азербайджанцами.

Тегеран обвиняет Баку в сотрудничестве с Израилем. Но каждому ясно, что официальный Баку в определенной степени уравновешивая открытое стратегическое сотрудничество с США и Израилем, думал о нормальных добрососедских отношениях с Ираном. Но Тегеран никогда не ценил этот жест Баку. Утверждения официального Тегерана о якобы присутствии в Азербайджане сионистов и террористов, противоречии этого национальным интересам Ирана и угрозе исламской республике, являются необоснованными. Потому что после обретения Азербайджаном независимости, время от времени, в том числе в 2010 годах Иран последовательно выдвигал против Азербайджана обвинения в сотрудничестве с Израилем и выступал с угрозами. Но Тегеран до сих пор ни одного подобного факта не выявил. А у Баку достаточно доводов для обвинений в адрес Ирана. Иран выстраивает очень тесные отношения со страной, оккупировавшей территории Азербайджана. Тегеран, придавая особую значимость строительству автомобильной и железной дороги, связывающей Иран с Арменией, хотел получить доступ с Персидского залива в Черное море, а оттуда выход на Болгарию, но используя это, не призывал Ереван прекратить оккупацию.

Тегеран, угрожая сегодня Баку, забывает, что ирано-азербайджанское региональное сотрудничество намного привлекательней нежели ирано-армянское сотрудничество. Также, жертвовать такой региональной силой как Азербайджан ради страны-карлика, коей является Армения, не отвечает прагматичным интересам. Во имя своих интересов Тегеран обречен на расширение сотрудничества с Азербайджаном.

В течение многих лет Тегеран видит, что Азербайджан со своими друзьями ведет себя как и подобает другу, не отворачивается от них из-за чьих-либо угроз. За эти годы Азербайджан в отношениях с Израилем не сделал каких-либо изменений в отрицательном смысле, наоборот, двусторонние связи еще больше укрепились, Азербайджан превратился в ведущую страну в энергообеспечении Израиля, в то же время Азербайджан является одним из государств, больше всех закупающих у Израиля вооружение.

44-дневная война еще раз доказала, что никто не может говорить с Баку языком шантажа. В этом смысле, пока не поздно и Иран должен вернуться к нормальным добрососедским отношениям.