Ильхам Алиев и Никол Пашинян обещают в скором времени сесть за стол переговоров.
Как передает AZE.az со ссылкой на портал “Москва-Баку”, встреча лидеров Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Никола Пашиняна может стать главным событием этой осени в Закавказье. О назревших переговорах говорят не только эксперты, но и сами политики. На неделе президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что процесс открытия коммуникаций с Арменией “частично начался”. На встрече с новоназначенным представителем ЕС в Азербайджанской Республике Петром Михалко Ильхам Алиев заявил, что хочет перевернуть страницу, наладить отношения со своим соседом – Арменией.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев: “Мы готовы начать переговоры по мирному соглашению, делимитации, открытию коммуникаций – этот процесс частично начался. Но я думаю, что если Европейский союз будет активно участвовать, – я вижу, что есть такое желание, – это может помочь нам во многих сферах. В целом ситуация на Южном Кавказе может принять совершенно новые масштабы, которых не было 30 лет. Это также может быть очень важным фактором стабильности, предсказуемости и мира”.
Ранее премьер-министр Армении Никол Пашинян также заявлял о готовности встретиться с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. У каждой стороны есть свои условия. Например, Азербайджан настоятельно призывает Армению отказаться от попыток обсуждения статуса Нагорного Карабаха. Армения же напротив, активно продвигает тему скорейшего определения статуса Карабаха и самоопределения армян, проживающих там.
Политолог, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко: «Самое главное, я полагаю, на данном саммите – зафиксировать приверженность Армении всех пунктов трехстороннего заявления, включая и те, которые Ереван сегодня достаточно вольно трактует. В этой связи базовым фундаментальным принципом переговоров должно стать признание Арменией геополитических реалий, наступивших после второй Карабахской войны. Прежде всего это заключается в том, что Азербайджан восстановил свою территориальную целостность. Поэтому ни о каких разговорах о каком-то статусе армянских сепаратистов в Карабахском регионе Азербайджана не может идти речи вообще. Это главное, что должен продемонстрировать Пашинян – убрать вопрос статуса с переговорной повестки, не поднимать его в принципе».
Также в Азербайджане ждут, что Армения передаст оставшиеся карты минных полей. Пашинян на это готов, но хочет ответного шага.
“Президент Азербайджана заявил, что готов встретиться со мной. Я еще в июле заявлял, что мы готовы на встречи на высоком и высшем уровнях. На предполагаемую предстоящую встречу я готов привезти с собой все карты минных полей, и призываю президента Азербайджана привезти с собой всех наших пленных”, – заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян.
Правда Азербайджан и так без всяких условий возвращает пленных. На неделе армянской стороне был передан военнослужащий Артур Давидян, который пропал 22 августа этого года на границе двух государств.
Также стало известно, что компания “Азербайджанские авиалинии” (AZAL) начала использовать воздушное пространство Армении для осуществления пассажирских рейсов из Баку в Нахичевань. То есть Армения открыла свое небо для Азербайджана. «Данный шаг демонстрирует решительную готовность Азербайджана к разблокировке транспортных коммуникаций в регионе, что отвечает интересам всех приграничных стран”, – отмечается в заявлении компании. Напомню, что Азербайджан и Армения формально не закрывали воздушное пространство над своими территориями для авиакомпаний двух стран.
Тем не менее, с начала 90-х годов из-за конфликта вокруг Нагорного Карабаха азербайджанские авиаперевозчики не пользовались воздушными коридорами над Арменией, а армянские – над Азербайджаном. Для того, чтобы попасть в Нахчыван, азербайджанские самолеты летали в обход воздушного пространства Армении через Иран. В «Азербайджанских авиалиниях» отметили, что благодаря новому маршруту сократится время полета и расход топлива. Такие шаги к мирному сосуществованию назрели давно. В Армении, видимо, начинают понимать, что пора уже перевернуть страницу вражды во взаимоотношениях с Азербайджаном. Премьер-министр Армении Никол Пашинян чувствует себя виноватым перед своим народом за то, что допустил войну, ведь еще в 2018 году он понимал, что для завершения конфликта Армении придется передать Азербайджану оккупированные земли, но так и не решился на этот шаг.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян: “В 2018 году я мог раскрыть содержание переговоров и сказать: “Переговоры в той точке, что мы вынуждены вернуть 7 районов, и что азербайджанцы должны вернуться в Шуши и другие территории”. Почему я этого не сделал? Потому что раскрытие содержания переговоров привело бы к международному скандалу, неизбежному накалу ситуации. Во-вторых, могло бы создаться впечатление, что я просто ищу повод, чтобы как можно раньше отказаться от борьбы за изменение ситуации”.
Возможно, Пашинян осознал свои ошибки и хочет реабилитироваться перед своим же народом, дав надежду на нормальную жизнь. Однако эксперты предостерегают премьера Армении от новых ошибок. Посредником в переговорах должна оставаться только Москва. Сейчас некоторые страны активно предлагают свои посреднические услуги, например, Грузия, за которой стоят Соединенные Штаты Америки.
Политолог, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко: «Втягивать сегодня Баку в какие-то ненужные новые переговорные платформы, на мой взгляд, не получится. Такие платформы просто не нужны. Безусловно, за действиями Грузии стоят США. А США, как известно, продвигают вопрос статуса Карабаха. Азербайджан должен судить о происходящем не по словам, а по делам. Мы видим деструктивную роль Государственного департамента, Конгресса США, который находится под сильным воздействием достаточно мощного армянского лобби. США хотят сохранить свои позиции в нынешней геополитической реальности. Такую же деструктивную роль мы видим со стороны Франции».
И сейчас есть ощущение, что Пашинян это понимает. В своем поздравлении президента России Владимира Путина с Днем рождения армянский лидер поблагодарил российского коллегу за помощь в урегулировании конфликта, признав таким образом ключевую роль Москвы в укреплении мира на Южном Кавказе.