По мнению азербайджанского эксперта, Баку в условиях напряженной обстановки должен быть готов к непредсказуемому развитию событий, и параллельно на дипломатическом уровне вести довольно серьезную работу по снятию этого напряжения в нашем регионе.
Любопытная новость на фоне недавнего заявления главы МИД Ирана. 11 октября в азербайджанском секторе Каспийского моря начинаются командно-штабные учения Военно-морских сил (ВМС).
Как сообщила пресс-служба Минобороны АР, в этих маневрах с участием военных кораблей и морского спецназа будут выполнены задачи по охране и защите энергетической инфраструктуры в азербайджанском секторе Каспийского моря. Отмечается, что командно-штабные учения продлятся до 13 октября.
Все, наверное, помнят, как на днях, находясь с визитом в Москве, новый министр иностранных дел ИРИ Хосейн Амир Абдоллахиян стал жаловаться на итоговой пресс-конференции именно на военно-учебную активность Азербайджана. А когда ему напомнили о том, что и Иран на днях бряцал оружием у границ нашей страны, он тут же возразил, что ИРИ провела только одни эти учения, а Азербайджан целых шесть за короткий промежуток времени.
Вообще-то, сколько учений не проводил бы Азербайджан, они никоим образом не могут быть свидетельством подготовки какой-либо агрессии нашей страны против Ирана – это даже звучит смешно и странно. Всё это явно понимают и в Тегеране. А это значит, что какие-либо замечания на эту тему оттуда абсолютно неуместны.
Может быть именно это и призваны подчеркнуть еще одни учения на море со стороны Баку? Как бы вдобавок ко словам Абдоллахияна, как своеобразный ответ ему?
Как передает AZE.az, эту ситуацию прокомментировал “Зеркало” военный эксперт, бывший сотрудник информационно-аналитического управления Министерства обороны АР Азад Исазаде:
— Во-первых, что касается количества учений, о которых заявил глава МИД ИРИ, хотел бы отметить, что Иран действительно провел лишь одни маневры, однако, важная деталь, они были объявлены бессрочными. Что вообще для практики военных тренингов не характерно. У каждых учений есть четко обозначенные даты их начала и конца, и указаны цели. А когда их объявляют бессрочными, это фактически означает, что разговор идет о мобилизации армии и о том, что она постоянно будет находиться в режиме боевой готовности, в условиях, приближенных к реальным боевым действиям. То есть, иранцы тут, скажем так, несколько схитрили с этой бессрочностью.
Теперь что касается очередных маневров азербайджанских ВМС и морского спецназа на Каспии – если дать себе труд вспомнить, на прошлой неделе была информация, сопровождавшаяся видеосъемками, о том, что ВМС Ирана перебросили в Каспийскую акваторию несколько сотен боевых катеров. Что это такое? На первый взгляд, это не такие уж и крупнотоннажные военные корабли, просто катеры. Но надо напомнить, что Иран разработал тактику «рой катеров», когда несколько десятков таких мелких судов, иногда вооруженных просто крупнокалиберными пулеметами, нападают на крупные корабли или какие-то объекты, и роем носятся вокруг них. Сразу их всех подбить, уничтожить невозможно, и они успевают нанести довольно крупный урон своим целям.
А учитывая, что Каспий носит для Азербайджана стратегический характер – это связано с энергоресурсами, с добычей нефти, газа, и так далее, естественно, что одна такая атака на какой-то нефтедобывающий объект, на платформу, или на газопроводы, трубопроводы, которые тянутся из моря к берегу, создает довольно таки серьезную угрозу стратегической безопасности Азербайджана. И неслучайно, что Баку в ответ на эту угрозу проводит военно-морские учения, которые предполагают противодействие каким-то террористическим атакам и в том числе вот этому самому «рою катеров», который Иран может по какой-то причине вдруг вздумать применить. Это такой противовес вероятной опасности.
Я не думаю, что в нынешней ситуации Тегеран решится на реальное боевое столкновение. Для иранцев это, наверное, даже опаснее, чем для Азербайджана. Но мы должны исходить из вероятности худшего сценария. То есть, если нынешнее напряжение выльется в вооруженный конфликт, то, естественно, первый удар придется принять на себя Азербайджану. Да, потом подключатся наши союзники, Турция, Пакистан, не исключаю Израиль, и даже вмешательство более крупных государств, которые в принципе не очень дружелюбно относятся к Ирану, но первый удар придется принять нам, и мы должны быть к этому готовы.
Иран рассчитывает провести быструю операцию и принудить Азербайджан к миру и переговорам, поскольку, если этого не сделать, то последующее развитие событий может для него закончиться очень плачевно.
То есть, Азербайджан в таких реалиях должен быть готов к непредсказуемому развитию событий, и параллельно на дипломатическом уровне вести довольно серьезную работу по снятию этого напряжения в нашем регионе. Надеюсь, что так и происходит.