По мнению израильского эксперта, в Тегеране ищут несуществующий предлог для нагнетания обстановки, а потом предъявляют претензии Азербайджану.
Министр иностранных дел Исламской Республики Иран Гусейн Амир Абдуллахиан заявил, что шумиха в СМИ не должна оказывать влияние на отношения Баку и Тегерана. В интервью телеканалу «Россия 24» он назвал Азербайджан и Армению хорошими соседями Ирана. Произошло это после достаточно жесткой отповеди со стороны министра иностранных России Сергея Лаврова, который фактически указал ИРИ на беспочвенность претензий Тегерана к Баку.
В то же время, называя Азербайджан «хорошим соседом», Гусейн Амир Абдуллахиан вновь сказал о некоем «провокационном передвижении сионистского режима Израиля в наш регион с территории Азербайджана».
При этом и МИД АР, и Госпогранслужба считают обвинения Азербайджана беспочвенными и даже клеветническими.
Как передает AZE.az, израильский аналитик, востоковед, журналист Михаэль Бородкин в беседе с Oxu.Az отметил, что новое правительство Ирана радикальнее прежнего. «Предыдущий президент ИРИ Хасан Роухани считался умеренным. Нынешний президент Сейид Ибрагим Раиси – это консерватор. У власти в Иране сейчас реакционное правительство»:
– Ирану не нравится, что Азербайджан процветает. Им не нравятся азербайджанские успехи, прежде всего на поле боя. АР победила в прошлогодней войне Тегеран этим недоволен. При этом надо учитывать огромное число азербайджанцев, проживающих в Иране. Так что крепкий, процветающий Азербайджан рядом с Ираном – это кошмарный сон для иранского режима.
И, конечно, ненависть к Израилю в ИРИ зашкаливает, мне кажется, что они просто обезумели по этому поводу. В Тегеране ищут несуществующий предлог, чтобы нагнетать обстановку, а затем предъявляют претензии Азербайджану. Мне кажется, что все это связано с внутренним шатким положением Ирана, который ищет внешних врагов, чтобы возложить на них ответственность за свои беды.
– Летом Азербайджан открыл Торговое и туристического представительство в Израиле. Это было воспринято многими как шаг к открытию посольства АР в этой стране. Возможно, это раздражает Тегеран.
– Да, это могло сыграть свою роль. Ирану очень не нравится, что у Азербайджана и Израиля прекрасные отношения. Кстати, в Израиле с абсолютным пониманием относятся к тому, что АР не открывает свое посольство.
– Между тем в Армении радуются обострению отношений между Ираном и Азербайджаном. Армянские СМИ пишут, что благодаря этому не будет Зангезурского коридора, хотя открытие транспортных коммуникаций в Нахчыван прописано в трехстороннем соглашении.
– Люди часто выдают желаемое за действительное (улыбается).
– Иран – союзник Армении, и в Ереване это всячески подчеркивают. Но ведь с остальными странами региона ИРИ находится в достаточно напряженных отношения…
– Согласен. У Ирана проблемы с Турцией. С Афганистаном вообще непонятно что будет после прихода к власти талибов. Пакистан – союзник нынешнего Афганистана. Так что у ИРИ сейчас неприятное положение на внешнеполитической арене.
– А каковы могут быть действия Израиля в случае реальной военной угрозы со стороны Ирана в нашем регионе?
– Мне сложно говорить за министра обороны или премьер-министра Израиля. Но лично для меня очевидно, что Израиль окажет максимальную поддержку Азербайджану. В какой форме – это другой вопрос. В Израиле все прекрасно понимают стратегическую значимость отношений с АР. Но, я думаю, что до Израиля помощь успеет оказать Турция, которая находится ближе.