Опознание пропавших в первую Карабахскую войну азербайджанцев затруднено

В Азербайджане насчитывается свыше 3700 без вести пропавших времен первой Карабахской войны, передает AZE.az.

На момент сбора биологических образцов у родственников, не все родители без вести пропавших были живы, а идентификация по биологическим данным сестер, братьев и других родственников, снижает точность распознавания.

Не всех без вести пропавших военнослужащих времен первой Карабахской войны удастся идентифицировать по ДНК-коду. Об этом Sputnik Азербайджан сказал представитель Международного комитета красного креста (МККК) Самир Гаджимустафич.

Международная организация завершает процесс сбора биологических данных родственников без вести пропавших, которые могут помочь при опознании останков, найденных в безымянных могилах. Таких захоронений в Азербайджане насчитывается несколько сотен, включая недавно обнаруженные захоронения в окрестностях города Шуша и в других освобожденных районах.

В настоящее время ведутся работы по эксгумации и получению ДНК погребенных.

В Азербайджане насчитывается свыше 3700 без вести пропавших времен первой Карабахской войны. Собрав полную базу данных, МККК передаст ее властям для экспертизы ДНК останков и родственников без вести пропавших. Однако результаты анализов могут вызывать сомнения.

По словам Гаджимустафича, проблема опознания заключается в том, что ДНК многих жителей Азербайджана имеет сходство. Это обусловлено компактным проживанием близких родственников на одной территории и, возможно, родственными браками. С другой стороны, на момент сбора биологических образцов у родственников, не все родители без вести пропавших были живы. А идентификация по биологическим данным сестер, братьев и двоюродных родственников, снижает точность распознавания.

Для того, чтобы выяснить, кем являлся человек, погребенный в могиле, только одного результата анализа ДНК мало, пояснила глава отдела по связям с общественностью МККК Илаха Гусейнова.

“Что помогает идентификации? Это та информация о человеке, которую надо знать до момента его смерти, то есть, например, какого роста он был при жизни, что на нем было одето. Важно иметь данные о состоянии зубов, наличии переломов. Подобная информация очень сильно помогает при идентификации. Нам не всегда технически возможно получить ДНК из останков и ДНК близких родственников очень похожи”, – сказал она.

Самый точный результат можно получить только тогда, когда анализ ДНК был сделан у человека до пропажи. Кроме того, идентифицировать человека позволяют рассказы сослуживцев, которые могут сказать, где и когда в последний раз видели его живым, либо где человека настигла пуля. Порой не все оставшиеся в живых могильщики могут вспомнить, кого они хоронили в безымянных могилах в далеких 90-х годах.

Определить местоположение захоронения – одна из важных задач Государственной комиссии по делам военнопленных, заложников и без вести пропавших граждан. Совместно с Государственным комитетом по имущественным вопросам АР получены GPS-координаты выявленных могил, чтобы эти данные были сохранены для дальнейшей работы по идентификации.