Разговоры о строительстве новейшей радиолокационной станции «Воронеж-ВП» в Габале, которой Россия желает заменить РЛС предыдущего поколения «Дарьял», стали одним из самых обсуждаемых вопросов, как среди политических кругов, так и СМИ.
Как передает AZE.az, с каждым днем в СМИ появляется все новая информация относительно Габалинской РЛС, а самый привлекательный и настораживающий момент в этой истории, как утверждают СМИ, то, что она будет собственностью России. А не противоречит ли создание российской военной базы на азербайджанской территории Конституции и военной доктрине Азербайджана?
Член военного совета Армии ПВО бывшего СССР, военный эксперт в области ПВО генерал-майор в отставке Владимир Тимошенко в интервью SalamNews подчеркнул, что эта информация появилась в связи с последними действиями США и заявлениями президента России.
– Как Вы относитесь к информации о замене Габалинской РЛС на новую модульную станцию?
– Я прагматично подхожу к этому вопросу, и считаю, что эта информация появилась в связи с последними действиями Америки и заявлениями президента России. Это ни больше, ни меньше нагнетание и зондирование обстановки.
Во-первых, в данной ситуации это неразрешимо. Тут есть много аргументов, но основной – Азербайджан на это не пойдет. Реально то, что шли переговоры между Азербайджаном и Россией о модернизации станции, т.к. данные переговоры не подвергаются мировому обсуждению и не включаются в ранг гонки вооружений. Строительство новой станции несколько осложнит ситуацию в нашем регионе, что Азербайджану не нужно, не говоря уже о том, что это будет мишенью номер один для нанесения ракетного удара.
– То есть, Вы считаете, что строительство новой станции будет негативным фактором для Азербайджана?
– Очень негативным…
– Как Вы считаете, может ли это быть связано с установкой на территории Турции ЕвроПРО?
– С ПРО Турции это никак не может быть связано, я, как ракетчик, вам говорю. Другой вопрос, для чего американцы установили в Турции станцию ПРО? Ничего глупее не могли придумать, сказали, это связано с Ираном.
Тут одна цель – уничтожение российских ракет стратегического назначения, ядерных ракет на дальних подступах к объектам Америки, к материку Америки. А те ракеты, которые производит Турция, предусматриваются против российских ракет и никак не для нанесения ударов по определенным объектам. Угрозы нет. Они снижают эффективность ведения боевых действий России.
– Как по-Вашему, можно ли расценить открытие новой РЛС в Калининграде и замену Габалинской РЛС на новую модульную станцию как демонстрацию Россией силы США и Западу, или это все же связано с последними событиями на Ближнем Востоке?
– Я уже говорил, что это игра политическая, своего рода зондирование. Подбросили идею, а теперь посмотрим, какая будет реакция. Я не думаю, что Россия играет. Россия конкретно ранее объявляла, и после всех этих заявлений ввела в строй станцию в Калининграде. Не вводя ее в строй, Россия рассчитывала, так сказать, на слово, на то, что дипломатия возымеет свое действие, и будет достигнута договоренность. Но дипломатия, как видим, не возымела…
– Может ли усовершенствование Габалинской станции повлиять на ход переговоров по карабахскому конфликту?
– Сложный вопрос. По карабахскому урегулированию – нет. Может повлиять в какой-то степени на освобождение районов, но не всех семи. Поскольку они (Армения – SalamNews) эти районы воспринимают как буферную зону и требуют ввода миротворческих сил, а мы против ввода этих сил, так как знаем, что такое миротворческие силы. Россия может взять на себя какую-то ответственность, стать гарантом того, что территория Карабаха не будет нарушена силовым методом. Все зависит от договоренностей.
– Что Вы можете сказать об экологическом вреде РЛС? Насколько она вредна, как для окружающей среды, так и для человека?
– Моя служба сложилась так, что я служил и в Мурманской области, где станция была, и в Мукачево – там аж две станции, в Севастополе, в Чернобыле. Вы знаете, Украина вообще усеяна аналогичными станциями, там другие параметры и направления.
Это мощные станции. Это станции раннего предупреждения. Вопрос в том, от кого с Ближнего Востока Россия может ждать неприятностей? От Ирана? Нет. Когда она была построена, Иран не думал о разработке ядерного оружия. В таком случае возникает другой вопрос. Кто может нанести ядерный удар по России? Неприятности можно ожидать только с Индийского океана. Это станция, которая входила в состав вооруженных сил противовоздушной обороны. Там рядом стоял мой дивизион, который обеспечивал охрану с воздуха, чтобы, так сказать, не был нанесен удар по станции.
Я неоднократно выступал в Милли Меджлисе, когда заходил вопрос о станции, о ее экологическом вреде. Я пытался руками показать, так как доски не было, каков принцип радиолокации этой станции, в чем он заключается. Ведь нельзя же луч дугой пустить. Принцип один, как его запускают, так он и идет. Прямо запустят – прямо и пойдет, под углом, значит, под углом. Я сожалею, что у нас в Азербайджане таких станций мало. Информация с этой станции в считанные секунды поступает в Москву. Ракета стартует с подлодки, и уже с самой минимальной высоты она видна на центре управления, где специалисты устанавливают направление и цель выпущенной ракеты. Как я уже говорил, это станция раннего предупреждения.
– Чем вызвано Ваше сожаление о том, что в Азербайджане таких станций мало?
– Можно было бы брать хорошую плату за аренду, но только заранее нужно договариваться. Я не хочу называть марки радиолокационных средств, дабы не вызывать у людей настороженность, но есть станции, к которым невозможно подойти, яйцо варится. Вокруг этих станций металлические оградительные сетки стоят, в высоту дома. А если создать комиссии для проверки радиоактивности и проверить различные промышленные объекты, к примеру, цементный или шиферный заводы, а еще лучше крыши домов, уложенные шифером, то там радиоактивности больше. К слову скажу, во многих странах мира шифер запрещен к использованию. А мы, понимаете, зацепились за эту станцию, потому что она российская. Россия сама дала повод к нашей настороженности.
Как-то выступая на конференции в Украине, я сказал, что пусть на меня братья-россияне не обижаются, но так исторически сложилось, что в Азербайджане к украинцам относятся очень хорошо, потому что у нас никогда не было никаких споров. Я иногда даже шутя говорю, что хорошо, что у нас нет совместных границ, а то нашли бы за что зацепиться. Возьмем, к примеру, последние события. Январь 1990 года, участие полка в резне граждан Азербайджана (366-й мотострелковый полк, участвовавший в геноциде азербайджанцев в Ходжалы – SalamNews), блокада Баку, в ходе которой под видом войны в Чечне были запрещены всякие транспортные передвижения – и к нам, и от нас, якобы от нас в Чечню поступает вооружение для боевиков, а также многое другое, что в совокупности создало определенный настрой к России. Очень жестоко с нами обошлись, и это оставило отпечаток в памяти людей по отношению к России.
Отметим, что, помимо того, что генерал-майор Владимир Тимошенко являлся членом военного совета Армии ПВО СССР, он также возглавлял ракетные войска, дислоцированные в Тбилиси и охватывающие Армению, Азербайджан, Грузию, побережье Черного моря до Керчи, Краснодар, Ростов, Волгоград, Астрахань. До распада СССР Москва планировала создать Бакинский округ ПВО, в который, кроме Северного и Южного Кавказа, должна была входить вся Средняя Азия. Возглавить этот округ было предложено Владимиру Тимошенко.