Российский политолог Алексей Фененко считает, что попытка Пашиняна маневрировать между разными силами может закончиться полным неприятием его всеми.
На прошлой неделе Владимир Путин принял к Кремле премьер-министра России Никола Пашиняна, буквально через несколько недель в центре Еревана прошел антироссийский митинг. А сегодня в том же Ереване проходит Армяно-российский межрегиональный форум. О том, как в российско-армянских отношениях «уживаются» и переговоры о союзническом взаимодействии, и митинги и о чем такие перепады политических настроений сигнализируют и чем грозят – в интервью «Москва-Баку» рассказал эксперт Российского совета по международным делам Алексей Фененко.
– На днях в Ереване прошел митинг Митинг ультрарадикального националистического движения “Национально-демократический полюс” (бывшая скандально известная “Сасна црер”), которая в 2016 году захватила здания полка полиции в Ереване. «Сасна црер» в принципе известна своей жестко националистической, антироссийской и антитурецко-антиазербайджанской политикой. Звучали на митинге грубые выкрики в адрес российского руководства. Но как-то их никто не остановил. Произошло это буквально через несколько дней после встречи Путина и Пашиняна в Кремле, где премьер Армении традиционно говорил, какая дескать защитница Россия. Случайны ли, не случайны такие совпадения?
– Пашинян был приведен к власти странами Запада в мае 2018 года для того, чтобы Армения уходила, дистанцировалась от РФ. Как только Никол Пашинян пытался начать сидеть на двух стульях, Запад посылал ему недвусмысленный сигнал – парень, мы можем заменить тебя на более приемлемого для нас кандидата, найдем более антироссийского, чем ты. Это и был первый сигнал. Заметьте, что с 2016 года у Сержа Саргсяна начались первые кризисные ситуации, которые закончились его свержением. Это первый момент. Второе – ситуация с акцией радикалов показывает, что радикальные националисты больше не надеются на Пашиняна. Они считают, что нужно искать какую-то другую политическую фигуру. Так что Пашинян может оказаться в очень неприятной ситуации.
– То есть вы хотите сказать, что не Пашинян организовал акцию националистов? Почему тогда он ее не остановил?
– Не остановил, потому что боится националистов. Пашинян понимает, насколько в Армении сильны националистические настроения, и если он откажется от националистического электората, выступит против него, то Армению ждет заварушка. Действующий премьер Армении постоянно заигрывает с националистами. Сегодня в Армении разогретой остается идея реванша. И те, кому нужно, используют националистов в качестве инструмента. В данном случае их в качестве своего инструмента используют страны Запада. Они понимают, что как таковое демократическое движение в Армении весьма слабое. А вот сыграть на факторе армянского национализма – самое оно. Поэтому для торпедирования Пашиняна и удержания его в узде, если он будет слишком сильно сближаться с Россией, как раз пойдет.
Пашинян то с призывом к миру делает заявления, то противоречащие конструктивному движению к миру… В общем, сидит на многих стульях, пытаясь ухватиться за любую соломинку в виде в том числе разных стран. То он поет «серенады» России, то очевидно его поддерживают Франция и США. Это может плохо закончиться для самого Пашиняна. Потому что в какой-то момент его начнут считать чужим и одни, и другие, и третьи. Он для всех станет чужим. Если он будет делать радикальные заявления, то на него станут соответствующе смотреть и в Москве, и в Баку, и в Анкаре. Если он наоборот, будет делать заявления о том, что он хочет мира, то против него может восстать собственный националистический электорат. Так что ему не позавидуешь.
– Пашинян на встречах с Владимиром Путиным, как правило, все время заявляет, что Армения чуть ли не всем обязана России… Но потом на практике пытается показать, что Армения независимая и будет так, как надо ей. Это, с одной стороны нормально и логично для страны, которая считает себя независимой, суверенной. Но, как показывает практика, Армения очень много хочет от России, не имея возможности самостоятельной реализации своей «жизнедеятельности», при этом Москве она, по-видимому, совсем не верна…
– Да, и при этом Армения обсуждает совершенно фантастический сценарий – ввод западных миротворцев, из Франции, чуть ли не из Польши в зону карабахского конфликта. Можно над этим смеяться, но, по-моему, это недвусмысленный сигнал: «Русские миротворцы нас не устраивают».
Получается то, что Армения сидит на нескольких стульях и пытается цепляться за любого «защитника», на примере карабахского урегулирования это очень ярко проявляется. Сейчас позицию Армении защищает Франция и США – через продвижение вопроса статуса Карабаха, в отношении продвижения которого против Москва. На это Пашинян и рассчитывает. Он все время надеется на то, что у него будут мощные покровители в виде США и Франции, они разместят в Армении свои базы и она выйдет из ОДКБ. Другое дело, что прошлый год показал – никто не то, что воевать за Армению не будет, но не будет помогать ей в случае новой войны.
Сейчас Иран и Армения активно дружат против Азербайджана и, в конечном итоге, Турции. Для Ирана это тоже ненадолго, для Тегерана это чисто ситуативная вещь. Не думаю, что Ирану понравилось бы, если Армения начала расширять партнерство с НАТО и вовлекать в регион французов и американцев. Ирану очень не понравится реализация давнего проекта об открытии западных военных баз в Армении. Это для Ирана было бы гораздо более тяжелым ударом, чем все его мелкие противоречия с Азербайджаном. Для Ирана тоже характерно, когда он раскачивается то в одну, то в другую сторону… Но если посмотреть на перспективу в один, два года, то это может привести для Тегерана к очень неприятным последствиям.
– При этом Иран и Армения обсуждают активно строительство дороги в обход Азербайджана с желанием привлечь Россию.
– Первостепенный вопрос – кто будет финансировать эту дорогу? Я об этой дороге слышу уже много-много лет. А воз и ныне там. У Армении нет ни возможностей, ни средств ее строить.
– Сегодня проходит Армяно-российский форум в Ереване и армянские официальные лица заявили, что с Россией вопрос строительства данной дороги пока не обсуждался…
– Это говоряще. Что касается идеи формата «3+3» – идея хорошая, но думаю, что Армения сейчас будет играть против него. Она будет задействовать Францию и США, чтобы они заявили – этот формат противоречит Минской группе ОБСЕ. Вот это задача Армении. Внести такой раскол. В итоге Армения заявит, что это не мы виноваты, это французы и американцы.
– Но России не выгодны все эти очевидные перебои с реализацией трехстороннего заявления по карабахскому урегулированию…
– Я думаю, да. И многое будет зависеть от Ирана. Если Иран, несмотря на все мелкие трения, согласится на формат «3+3», то тогда это будет одна ситуация. Тогда это действительно будет полноценный региональный форум. И армянам волей-неволей в него надо будет как-то интегрироваться. А без этого они будут шуметь, что надо звать французов, надо звать американцев, а те поставят вопрос о важности работы Минской группы ОБСЕ, которая, откровенно говоря, с 2007 года не предлагает никаких вариантов урегулирования.
– Как за кулисами на поведение Армении реагирует Россия?
– У нас давно заканчиваются надежды на какое-то серьезное российско-армянское партнерство. Для нас возникает вопрос – что делать с интегрированной системой ПВО СНГ, если ОДБК покинет Армения. Если Армения уйдет, то систему ПВО надо будет как-то перестраивать, а это колоссальное количество затрат. И потом потенциальный выход Армении из ОДКБ и ЕАЭС – это репутационные потери. Для России это будет неприятно. Потому что это будет вторая страна, вышедшая из ОДКБ после Узбекистана. Это стало бы мощным ударом по организации в ее нынешнем качестве. В России прекрасно понимают, что, видимо, на перспективу сохранить военный альянс с Арменией невозможно. Главное, не допустить размещения в Армении американских или французских военных баз.
– Россия же публично показывает, что Армения – союзник. Вот Путин встречался, вот армяно-российский форум проходит сейчас в Ереване.
– Ну а что делать… Думаю, Пашинян мечтает довести Россию до такого состояния, чтобы она сама сказала, что Армения нам не союзник. Тогда у него будет карт-бланш закричать на весь мир для Франции и США – придите и защитите. Армения пытается цепляться за все возможности, что есть и за все страны как тонущий…. Идти в ногу с Россией ей, видимо, как-то не хочется… Это давняя армянская политика. По-моему на протяжении последних 20 лет они это только и делают. Ждут покровителя, который будет отстаивать их интересы, защищать. Кто это будет – их мало интересует, главное – хорошо пристроиться к кому-то.
– Никаких конкретных подробностей итогов недавней встречи Путина и Пашиняна в Москве так и не появилось… Считается, что на встрече Пашинян мог поднимать вопросы по карабахскому урегулированию, ценам на газ и перевооружению армянской армии…
– Из отсутствия подробностей можно сделать вывод, что встреча была не особенно удачной. Потому что если бы она была таковой, появилась бы информация о каких-то договоренностях. Значит это была встреча на уровне обмена мнениями. И это еще раз показало, что никакие серьезные договоренности с Россией Пашинян иметь не хочет.
Путин давно понял цену Пашиняну. И со всеми этими митингами националистов возникает вопрос, собственно, как долго просидит у власти Пашинян и просидит ли он вообще свой новый срок и кто придет ему на смену. Мы сейчас имеем в лице Армении крайне нестабильное государство.
Армения хочет модернизации своей армии со стороны России, но как только речь заходит о ее учениях с НАТО, ни на малейшую уступку Армения идти не хочет. Вчера Москва объявила о приостановке деятельности миссии НАТО в РФ. От Армении мы не услышали никакой реакции, хотя формально союзник России должен был хотя бы сократить количество военных учений с Североатлантическим альянсом. Думаю, сейчас в связи с Арменией, ни Россия, ни Азербайджан, ни Турция не строят долгосрочных прогнозов, а ждут, кто, собственно, укрепится у власти.
– На прошлой неделе в Москве прошла привлекшая особое внимание встреча духовных лидеров России, Азербайджана и Армении. Многие обратили внимание на то, что даже здесь, на миротворческой встрече каталикос всех армян Гарегин II сделал довольно жесткие обвинительные заявления в адрес Азербайджана. Логически религиозный лидер должен призывать к добру, к миру… Но не в этом случае. Интересно, что на фоне этой встречи РПЦ приняла решение о создании своей епархии в Армении.
– Я боюсь, что создание РПЦ епархии в Армении может иметь обратный эффект. Учитывая самостоятельность армянской церкви, в Армении могут начать звучать крики о новой форме российской экспансии: не пустим Россию в нашу любимую церковную епархию, мы более древняя церковь, чем Русская православная и т.д. Поэтому это палка о двух концах. Это может только всколыхнуть национализм в Армении. Особенно, если ситуация будет подогреваться Западом. Не забудем, что у армянской церкви (хотя формально она и православная), гораздо лучше отношения с римско-католической церковью. Поэтому я не исключаю, что игра пойдет и на этом фронте.
Относительно заявлений каталикоса… Сколько за последние месяцы у Пашиняна было возможностей начать мирный процесс и по церковной линии, и по линии планируемого формата «3+3», и по линии просто обсуждений процесса урегулирования через Россию. В общем-то итог какой – премьер Армении проигнорировал все форматы. Он продемонстрировал, что не собирается идти ни на какие серьезные переговоры. Возможностей было очень много. На сегодняшний день Армения плавно ушла от обсуждения.
– За год после подписания трехстороннего заявления так ничего и не произошло кардинально значимого…
– Пашинян вновь вернулся к своей любимой тактике – будет тянуть и тянуть время, чтобы найти себе патронов, которые вроде как станут его защищать. Я не жду никаких подвижек по карабахскому урегулированию до конца года. Инструменты влияния России? Их по сути нет. Если начнется давление со стороны России, то в Армению может прийти еще более антироссийски настроенный радикал. Поэтому говорить о том, чтобы как-то прижать сильно Армению, тоже по факту возможности ограничены. Все-таки Армения, как ни крути, ратифицировало знаменитое соглашение с Евросоюзом, то есть какая-то поддержка со стороны Евросоюза и НАТО у Армении безусловно есть.