Эксперт: войска РФ не будут участвовать в боевых действиях в Нагорном Карабахе

Геополитическая обстановка, складывающаяся вокруг Сирии и Ирана, побуждает Россию в ускоренном порядке совершенствовать свои военные группировки в Закавказье, на Каспии и в регионах Средиземного и Черного морей.

Как передает AZE.az, источники «Независимой газеты» в военном ведомстве сообщают, что в Кремль поступают сведения о готовящемся при поддержке США ударе Израиля по ядерным объектам Ирана. Удар будет внезапным и нанесен в день «Х» совсем скоро. Ответные меры Тегерана, надо полагать, не заставят себя ждать. Возможна полномасштабная война, последствия которой могут быть непредсказуемыми.

Эта проблема в числе приоритетных обсуждается сегодня на саммите РФ–Евросоюз в Брюсселе при участии президента России Дмитрия Медведева. Накануне мероприятия Кремль устами постпреда РФ при ЕС Владимира Чижова заявил, что удар Израиля или США по Ирану приведет к «катастрофическому развитию событий». Дипломат подчеркнул, что негативные последствия наступят не только для региона, «но и в более широком контексте». Как известно, прямое дипломатическое воздействие России на Европу и мировое сообщество по проблемам возможной войны в Иране начато недавно, после того как в ноябре МАГАТЭ опубликовало доклад по иранской ядерной программе.

Однако в военной сфере подготовка России к минимизации потерь от возможных боевых действий против Тегерана начата более года назад. Сейчас она почти завершена. По информации источников в Минобороны, в октябре-ноябре 2011 года полностью оптимизирована 102-ая военная база в Армении. Семьи военнослужащих вывезены в Россию, а российский гарнизон, дислоцированный близ Еревана, сокращен, воинские подразделения, дислоцированные там, переведены в район Гюмри, поближе к турецкой границе. Именно с территории Турции возможны удары войск США по объектам в Иране. Какие задачи в связи с этим будет решать 102-ая база – пока не совсем ясно. Но известно, что с 1 декабря сего года в полную боевую готовность приведены российские войска на военных базах в Южной Осетии и Абхазии. А корабли Черноморского флота дрейфуют неподалеку от границы с Грузией, которая в этом конфликте может выступить на стороне антииранских сил.

В Избербаше (Дагестан), то есть почти рядом с азербайджанской границей, в постоянную боевую готовность приведен отдельный береговой ракетный дивизион, оснащенный противокорабельными ракетами берегового комплекса «Бал-Э», дальность действия которых составляет 130 км. А в район Махачкалы и Каспийска из Астрахани передислоцированы все ракетные катера Каспийской флотилии для создания здесь единой корабельной группировки. При этом к флагману флотилии сторожевому ракетному кораблю «Татарстан» присоединятся скоро малый артиллерийский корабль «Волгодонск» и ракетный корабль «Дагестан». Флагманы флотилии оснащены ракетными системами с дальностью действия до 200 км.

К средиземноморским берегам на днях направилась авианосная группа Северного флота во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», который намерен зайти в сирийский порт Тартус. Источники «НГ» в Минобороны не подтвердили, но и не опровергли тот факт, что надводную группировку кораблей сопровождают атомные субмарины Северного флота. Какие задачи будут выполнять армия и флот, если начнется война против Ирана, на официальном уровне, конечно, не сообщается.

Но в Минобороны России, видимо, озабочены состоянием материально-технического обеспечения группировки войск в Армении. 102-ая военная база – это ключевая точка, форпост России в Закавказье. Она занимает очень важное геополитическое положение. Но в Кремле опасаются, что это положение будет утрачено. Это действительно для России в случае войны США и Израиля против Ирана станет катастрофой.

В апреле этого года Грузия прервала действие договора о транзите из России в Армению военных грузов. Фактически, российско-армянская группировка на Южном Кавказе уже изолирована. Снабжение российской армии (ГСМ, продовольствием и т.д.) идет только по воздуху и путем прямых договоров с Арменией, которая, в свою очередь, подобную продукцию (бензин, дизельное топливо, керосин) закупает в Иране. Война в Иране будет означать прекращение снабжения базы через этот канал.

Генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который долгое время был заместителем командующего Группы российских войск в Закавказье и лично занимался вопросами обеспечения соединений и частей боеприпасами и вооружением (в том числе и 102-ой базы), считает, что в случае начала полномасштабной войны против Ирана Россия будет искать пути надежного боевого снабжения военного объекта через Грузию. «Возможно, придется прорвать грузинскую транспортную блокаду и обеспечивать военными средствами транспортные коридоры, ведущие в Армению», – считает военный эксперт.

Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок считает, что в российском военном ведомстве сейчас очень настороженно относятся и к Азербайджану – поскольку наша страна за последние три года вдвое увеличила свой военный бюджет и закупает израильские беспилотные летательные аппараты и другие продвинутые средства разведки и топопривязки. Эксперт заявляет, что все это вызывает «раздражение у Тегерана и Армении».

Также эксперт упомянул намерение Баку повысить арендную плату за использование Габалинской РЛС. Однако, несмотря на ряд сложностей, эксперт читает, что вряд ли можно уверенно утверждать, что Баку поддержит антииранскую военную кампанию. «Весьма маловероятно также, что он развяжет боевые действия против Армении», – заявил А.Цыганок.

С ним не согласен военный эксперт полковник Владимир Попов, который в свое время анализировал военные действия между Баку и Ереваном в 1991–1993 годах, а сейчас отслеживает военные реформы, проводимые президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Попов считает, что «переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта неоправданно затянулся». Эксперт считает возможными превентивные удары армии Азербайджана. Но, по его мнению, важным является вопрос о том, как поведет себя РФ. «Если на фоне войны в Иране Азербайджан при поддержке Турции нападет на Армению, то, конечно же, все авиационные атаки противника на Армению Россия будет отбивать совместно с подразделениями ПВО Вооруженных сил Армении. Будет ли это считаться участием Москвы в боевых действиях, сказать трудно. Безусловно, войска РФ не будут участвовать в боевых действиях на территории Нагорного Карабаха. Но в случае возникновения военных угроз в Армении, к примеру, со стороны Турции или Азербайджана, участие России в сухопутных боях, видимо, будет иметь место», – говорит Попов.

Аналитик не исключает военного участия России и в конфликте в Иране. «При самом неблагоприятном сценарии, когда Тегерану будет угрожать полное военное поражение в случае противодействия наземному вторжению в Иран войск США и НАТО, Россия окажет ему военную помощь. По крайней мере, на военно-техническом уровне», – делает прогноз Владимир Попов.