Уже после Первой Карабахской войны в Вооруженных Силах начали формироватся подразделения спецназа, и именно на этих подразделениях профессионального спецназа и сформировалась знаменитая в настоящее время «Яшма».
В Турции прошли курсы 383 азербайджанских военнослужащих из подразделений спецназа. Как сообщает Министерство национальной обороны Турции, в течение двух месяцев они проходили подготовку в рамках «Учебного оперативного курса», организованного Центральным командованием в Школе горного коммандос в Спарте.
Интересно, насколько важны для Азербайджана военные специалисты именно с такой подготовкой? Наверное, очень важны, если учесть, что немалые площади республики в приграничных зонах заняты горами и предгорьями. Были ли раньше у Азербайджана спецназовцы горного профиля? Сыграли ли они какую-то роль в 44-дневной войне в Карабахе, пригодились ли там их навыки? И достаточно ли стране 380 новых коммандос с подобной подготовкой, или Азербайджану следует стремиться наращивать количество таких подразделений?
Как передает AZE.az, на эти вопросы “Зеркало” согласился ответить военный эксперт, бывший сотрудник информационно-аналитического управления Министерства обороны АР Азад Исазаде:
— Во-первых, войска специального назначения существовали в мировой истории вооруженных сил всегда. Были егерские полки, горные стрелки – они считались легкой пехотой для ведения боевых действий в отрыве от основных сил, и для ведения боев в труднодоступных горных местах. То есть, можно сказать, что первый спецназ именно как войсковое соединение начинался с егерских и горно-стрелковых полков.
Потом, естественно, это стало принимать более специфический характер, появились морской спецназ на базе морской пехоты, спецназ в рамках Воздушно-десантных войск, и так далее. И уже вот как бы пример, знаменитое с советских времен Рязанское воздушно-десантное училище включало в себя три факультета, которые готовили офицеров-десантников, и отдельно факультет специального назначения, на котором готовили офицеров спецназа.
Теперь касательно азербайджанских реалий. Наши войска специального назначения начали формироваться в 1992 году в основном из бывших «афганцев», уже прошедших войну, имевших боевой опыт. И в Афганистане это тоже, кстати, были бои в горной местности, труднопроходимых местах. Я могу сослаться на воспоминания бойцов того периода – их забрасывали вперед для выполнения какой-то задачи или удержания какой-то местности до подхода основных сил. Поэтому разделение на спецназ и горный спецназ довольно условное. Любой спецназовец, однозначно, обязательно проходит подготовку и в горных условиях тоже.
Уже после Первой Карабахской войны стали формировать спецназ из призывников – батальоны спецназначения, а потом стали появляться профессиональные подразделения – из прапорщиков, сержантов, сверхсрочников, на постоянной основе. И именно вот на этих подразделениях профессионального спецназа и сформировалась вот эта знаменитая в настоящее время «Яшма» под командованием генерала Исмета Мирзаева. То есть, это уже отдельные соединения, войска специального назначения.
Что касается 383 новых коммандос, которые прошли подготовку в Турции, мы должны понимать, что это люди, прошедшие подготовку только в этом году. Я владею определенной информацией о том, что такую подготовку в Турции в качестве коммандос наши военнослужащие проходили и в конце 90-х, и в нулевые годы. И, если вы помните, была даже информация, что наш спецназ проходил подготовку в горах Пакистана, и в пустынных местах, и так далее. Приведу такой пример – тренировочная база пакистанского спецназа расположена в горах, на высоте, если не ошибаюсь, 3 тысяч метров. То есть, в высокогорье, где вообще без тренировки находиться сложно. А наши ребята, обучаясь там, иногда уходили с этой базы для выполнения определенных задач еще выше.
То есть, во Второй Карабахской войне участвовал спецназ, уже прошедший горную подготовку, в боях они принимали активное участие. И думаю, что подготовка таких сил будет продолжаться и дальше. Это просто необходимо.