а протяжении трех десятилетий армянское духовенство во главе с Католикосом ревностно охраняло свои религиозные границы и не допускало на территорию Армении представительства других христианских конфессий.
Как передает AZE.az со ссылкой на Caliber.Az, освобождением своих территорий из-под армянской оккупации Азербайджан качественно изменил геополитическую ситуацию в регионе Южного Кавказа. Ход Второй Карабахской войны может каждой стороной трактоваться по-разному, однако с ее результатами никто не спорит, независимо от национальной принадлежности, политических взглядов или религиозных предубеждений. Кстати, о религии. Совсем недавно один из трех (церковь, Карабах, Спюрк) столпов армянства – Армянская апостольская церковь (ААЦ) отреклась (нет, пока еще не от Бога) от своих фундаментальных принципов. На протяжении трех десятилетий армянское духовенство во главе с Католикосом ревностно охраняло свои религиозные границы и не допускало на территорию Армении представительства других христианских конфессий. Однако, в октябре сего года ААЦ вдруг изменила своей монополистской идеологии.
15 октября Синод Русской православной церкви постановил образовать епархию на территории Армении. В решении синода, опубликованном на сайте РПЦ, в частности, говорилось: «Образовать в пределах Республики Армения Ереванско-Армянскую епархию Русской православной церкви. Епархиальному архиерею Ереванско-Армянской епархии иметь титул «Ереванский и Армянский» с кафедрой в городе Ереване».
Возглавлять новосозданную Ереванско-Армянскую епархию назначили архиепископа Клинского Леонида (Горбачева). Тут следует отметить одну важную деталь. Именно ему на предыдущем Синоде РПЦ 23–24 сентября было поручено «тщательно изучать» «многочисленные обращения клириков Александрийской православной церкви в адрес патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под омофор Московского патриархата». Иными словами, в задачу архиепископа входило проводить экспансию РПЦ на канонической территории Александрийского патриархата в Африке, поскольку патриарх Феодор II признал автокефалию Православной церкви Украины.
Решение о создании епархии РПЦ в Ереване явно указывает на экспансию. Хотя внешне все представлено довольно благочинно. Ведь, по официальной версии глава армянского духовенства Гарегин Второй сам просил русского патриарха ускорить решение вопроса об учреждении в Ереване епархии. Об этом свидетельствует стенограмма вступительной части беседы двух духовных лидеров, состоявшейся в Москве 13 октября.
«Эта встреча является также возможностью обговорить вопросы, связанные с представительством Русской православной церкви в Армении. К сожалению, решение этого вопроса затягивается. Но мы надеемся, что в скором времени вопрос решится, и Русская церковь будет представлена в Армении на высшем уровне», – заявил армянский Католикос.
Кстати, примечательно, что после решения об открытии епархии РПЦ, на территории Армении состоялось открытие и Апостольской нунциатуры Святого Престола (Ватикан) в Ереване, которое состоялось 27 октября. То есть спустя 12 дней после постановления Синода РПЦ. Таким образом, ААЦ оказалось по-сути меж двух огней.
Интересное мнение по этому поводу выразил азербайджанский политический аналитик Фархад Мамедов. Он отмечает, что армяне пошли на этот шаг вынужденно, так как Армения после войны нуждается в международной поддержке и церковь выступает в роли дополнительного дипломатического механизма.
«С другой стороны, предложение РПЦ в данный промежуток времени не могло остаться без ответа (роль России возросла и это предложение, от которого невозможно отказаться), и чтобы как-то уравновесить российское присутствие, открыли дверь и для Ватикана. Армения, пойдя на вынужденную меру, старается балансировать», – считает Ф.Мамедов.
По его мнению, «нынешнее положение демонстрирует то, насколько ослабло армянство как таковое, что было принято решение допустить в страну сразу две церкви, которые так или иначе ослабят роль ААЦ».
И с Ф. Мамедовым трудно не согласиться. Ведь принято считать, что национальная идеология армян держится на трех «китах» — это ААЦ, Спюрк (диаспора) и Карабах. Лейтмотивом распада армянства как такового стала именно потеря Карабаха. Как правильно подметил в своей статье российский военный эксперт Евгений Крутиков, с потерей контроля над Карабахом Армения потеряла смысл существования. Оглушительная победа Азербайджана в 44-дневной войне и возврат своих исконных территорий удивительным образом сдетонировали в Армении кучу социальных, политических и экономических процессов, которые можно считать катастрофическими. Возможно, следующие слова с точки зрения законов логики выглядят несколько абсурдно, но в результате прошлогодней войны Армения потеряла то, чего в принципе никогда и не имела – суверенитет. Однако, если раньше считалось, что потеря армянского суверенитета относилась только к политике (как внешней, так и внутренней) и экономике, то события 15 и 27 октября указывают на то, что пошатнулась и религиозная «свобода».
Что касается второго «кита» армянства, армянской диаспоры, то она тоже снизила свое участие в судьбе армянского государства сразу после поражения Армении во Второй Карабахской войне. Все мы помним, как многочисленные армянские диаспоры из разных стран требовали отставки Пашиняна. Справедливости ради нужно отметить, что отношения спюрка и Пашиняна не складывались с первых дней его прихода к власти, но 44-дневная война лишь увеличила пропасть между ними.
Следовательно, из факторов, объединяющих армян в единое армянство, оставался только религиозный, но и он уже теряет свое значение. По мнению главного редактора религиоведческого информационно-аналитического портала Credo Press, религиозного обозревателя Александра Солдатова, этим решением Патриарх всея Руси бросил вызов Католикосу всех армян, с которым у него разногласия политического характера. В своей статье в «Новой газете» Солдатов пишет: «На протяжении всей своей истории Русская церковь уважала церковный «суверенитет» Армянской церкви и не вторгалась на ее территорию. Теперь же РПЦ создает епархию в самом Ереване, что с точки зрения канонического права означает непризнание существующей там армянской иерархии во главе с Католикосом всех армян Гарегином Вторым».
В свою очередь, научный сотрудник Института Кавказа (Ереван) Грант Микаэлян склонен считать синодальное решение экспансией РПЦ на территорию Армении. «Насколько мне известно, ничего подобного в Армении не было даже в те времена, когда в стране было гораздо больше православных верующих, чем сейчас. Сегодня в Армении около 3 тыс. православных русских. Большая часть из них – представители смешанных браков и определенное число военнослужащих-россиян. У нас есть несколько церквей, в которых они все могут участвовать в богослужении. Совсем недавно недалеко от Еревана появился еще один храм РПЦ. Поэтому в этом контексте понять, почему появилась епархия РПЦ, сложно. У нас нет большого количества верующих, которые бы нуждались в подобной структуре. При этом за последний год Русская православная церковь стала более активно сотрудничать с Азербайджаном. Мы также видим, что в России есть опасения относительно внешней политики Армении и есть желание получить больший контроль и большее влияние в Армении. Поэтому образование епархии РПЦ можно рассматривать в этом контексте. Но это сомнительное решение вполне может повлиять на духовный суверенитет Армении, который ввиду слабости государства подвергается сейчас давлению со стороны России», – считает армянский политолог.
Впрочем, есть еще один момент. Как известно, на территории Ханкенди, которая временно находится под контролем миротворческого контингента РФ, планируется строительство православного храма. Очевидно, что если храм в Ханкенди будет воздвигнут, то он, по логике, должен будет подчиниться Бакинской епархии РПЦ. Однако некоторые российские эксперты полагают, что храм в Ханкенди может быть подчинен Ереванской епархии РПЦ. Об этом пишет, в частности, российский религиозный обозреватель Станислав Стремидловский. «Спорным пока остается вопрос, к какой епархии будут относиться православные храмы в Нагорном Карабахе. Формально они могли бы быть переданы Бакинской епархии. Но судя по тому, что Московский патриархат с Армянской апостольской церковью договорился о создании Еревано-Армянской епархии, не исключено, что именно она станет правящей для православных в Нагорном Карабахе».
И это, естественно, неприемлемо для Азербайджана, поскольку все объекты на его территории, в том числе религиозные, должны подчиняться соответствующим структурам в Баку. И если мы говорим о православных храмах в Карабахе, то подчиняться они должны только и только Бакинской и Азербайджанской епархии.
Как бы то ни было, образование епархии РПЦ в Армении для святого Эчмиадзина не сулит ничего хорошего. Ведь ААЦ грозит потеря паствы, что неминуемо приведет к снижению финансового благополучия Католикоса и его окружения.