Глобальный статус бакинского форума оказался сегодня особенно востребованным, Азербайджан хочет видеть будущее безопасным, прогнозируемым и готовым к широкомасштабному сотрудничеству.
Как передает AZE.az, растущую международную роль Азербайджана накануне годовщины Второй карабахской войны анализирует политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала «Москва-Баку»
Неделю большой дипломатии, начатую на саммите лидеров Группы двадцати в Риме и международной климатической конференции в Глазго, в столице Азербайджана продолжил Глобальный бакинский форум «Мир после COVID-19». Новая волна коронавируса, накрывшая Европу, Россию и постсоветское пространство, не смогла сорвать личное общение политиков, дипломатов, лидеров мнений, глав неправительственных организаций и экспертов. Они рискнули в Риме, Глазго и Баку вернуть дипломатии утраченную за время пандемии и подорванную межгосударственными спорами и конфликтами роль глобального мозгового центра, коммуникатора и кризисного менеджера.
Подтверждением того, что раскол мирового сообщества в последние десятилетия никогда еще не был столь глубоким, как сегодня, стало тревожное заявление генсека ООН Антониу Гутерриша, сделанное им накануне большого дипломатического раунда этой недели. «Мы видим опасный уровень недоверия между крупными мировыми державами, между развитыми и развивающимися странами. Поэтому главная цель должна заключаться в том, чтобы восстановить доверие. Сделать это можно за счет искоренения источника недоверия, который находится в несправедливости, неравенстве и геополитических противоречиях», – признал генсек ООН.
По его словам, преодолевать недоверие мировому сообществу предстоит сразу на трех фронтах: распределение глобальных ресурсов с учетом интересов всех стран, справедливый доступ к вакцинам и борьба с изменениями климата.
Об этих же проблемах говорил хозяин саммита Группы двадцати итальянский премьер Марио Драги. Обращая внимание на то, что «пандемия не преодолена, как не преодолено и неравенство в распределении вакцин», он сделал упор на том, что победа станет возможной только в том случае, если мировое сообщество вернется к многосторонности.
«Мы и раньше сталкивались с протекционизмом, односторонними подходами и национализмом, но сейчас стало еще яснее, что только многосторонность может быть лучшим решением проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Во многом это единственный ответ: начиная с пандемии и климатических изменений до справедливого налогообложения», – отметил Марио Драги.
В этой драматичной ситуации восьмой Глобальный бакинский форум «Мир после COVID-19», открывшийся на этой неделе в азербайджанской столице, в полной мере отвечал установкам генсека ООН. Он стал самым заметным форумом в своей почти десятилетней истории сразу по нескольким причинам.
Во-первых, это первая встреча глобального бакинского форума, проходящая накануне годовщины окончания второй карабахской войны, резко изменившей роль Азербайджана и его потенциальных возможностей большего, чем это был ранее, участия в решении вопросов зеленой экономики, защиты окружающей среды, обеспечения энергетической безопасности и развития системы здравоохранения.
Во-вторых, так и не сумевший собраться в прошлом году из-за пандемии коронавируса, Глобальный бакинский форум ноября 2021 года не мог не перенять эстафету у привлекших к себе в последние дни главное внимание саммитов в Риме и Глазго.
Отметим, что саммит «двадцатки» в итальянской столице, который плавно перетек в международную климатическую конференцию в столице Шотландии, позволил политикам, дипломатам, экспертам и СМИ еще до встречи в столице Азербайджана разогреть самые актуальные темы в личном общении между собой. Личные встречи тех, кто принимает решения и формирует общественное мнение, дорогого стоят.
Таким образом, в Баку предстояло внести в этот затеянный международный разговор дополнительные акценты, обозначить темы и сюжеты, на которые не хватило времени в Риме и Глазго.
Напомним, что одним из инициаторов создания международной дискуссионной площадки в Баку в 2013 году был Мадридский клуб, объединяющий более 80 экс-президентов и бывших премьер-министров из 56 стран мира.
Со временем форум поменял статус – с южнокавказского на глобальный, сумев приподняться над региональной проблематикой, и в то же время, не порывая с ней.
В этом году, который по многим причинам оказался для мирового сообщества необычайно сложным, о чем прямо сказал в своем обращении генсек ООН, глобальный статус бакинского форума оказался особенно востребованным.
В обсуждении в Баку, которое продлится до субботы, принимают участие делегаты более чем 40 стран – бывшие главы государств и правительств, политики, политологи, эксперты, общественные деятели, руководители и представители международных неправительственных организаций, что позволяет говорить о его достаточно высоком представительном уровне.
Роль такой платформы сегодня становится несравнимо более значимой, чем в обычное время, учитывая, что коронавирус серьезно ограничивает возможности личного общения не только для обычных граждан. Многие из тех, кто принимает решения в современном мире сегодня предпочитают без крайней необходимости не покидать своих стран.
При этом важно не только кто приехал и кто участвует, но и что обсуждают. Если внимательно изучить повестку бакинского форума, то нельзя не заметить главное: она многократно перекликается с тем, о чем в эти дни говорили в Риме и Глазго.
Темы обсуждений так или иначе связаны с новым миропорядком и новой мировой экономикой, которые сформируются после победы над пандемией коронавируса, с энергетической безопасностью, с восстановлением темпов роста торговли. Отдельный блок вопросов связан с охраной окружающей среды, глобальными климатическими изменениями и сокращениями выбросов в атмосферу парниковых газов.
Кроме того, дискуссионная панель посвящена проблемам здравоохранения и вакцинации населения от коронавируса, обеспечения равного доступа всех стран к вакцинам.
То есть, всему тому, о чем говорили на саммите Группы двадцати и международном климатическом саммите.
И, наконец, в Баку не остались без внимания перспективы регионального развития и сотрудничества на Южном Кавказе и потенциал программы Евросоюза «Восточное партнерство», в которую из стран региона входят Азербайджан, Армения и Грузия.
Выступая на открытии Бакинского глобального форума, президент Азербайджана Ильхам Алиев особо остановился на все более горячей теме энергетической безопасности, в которой, как в тугом узле, сегодня крепко сплелись и экономика, и экология, и международная логистика. За несколько дней до этого, в своем обращении к лидерам Группы двадцати эту тему проанализировал и российский президент Владимир Путин. Комментируя неустойчивую ситуацию на глобальных энергорынках, президент Путин назвал залогом их будущей устойчивости ответственное поведение как поставщиков, так и потребителей ресурсов.
На этом фоне в качестве примера того вклада, который вносит и еще может внести Азербайджан в решение этих проблем Ильхам Алиев упомянул проект «Южного газового коридора», запущенного в мае 2018 года. «С января по 31 октября 2021 года, то есть, за 10 месяцев, по этому маршруту было экспортировано свыше 14 миллиардов кубометров азербайджанского газа в Грузию, Турцию, Италию, Грецию, Болгарию и можно сказать, что половина этого объема была использована потребителями Евросоюза. Это лишний раз говорит о том, что Южный газовый коридор – проект энергетической безопасности и проект, важный для всей Европы», – заявил Ильхам Алиев.
По его словам, существование «Южного газового коридора» позволяет сегодня Европе решить сразу две задачи – диверсифицировать маршруты и источники получения газа. «Газ, доставляемый из Азербайджана, является новым источником для Европы. Азербайджан – ответственная добывающая страна, которая экспортирует не только нефть, но и газ, и с этой точки зрения в будущем мы будем играть важную роль в вопросах энергобезопасности», – заверил Ильхам Алиев.
Напомним, что суммарные поставки газа по Южному газовому коридору рассчитаны на 16 миллиардов кубометров в год, из которых 10 млрд – в Европу, еще 6 млрд – в Турцию. Поставки в Турцию начались летом 2018 года, а для потребителей в Италии, Греции и Болгарии – 31 декабря прошлого года. Экспорт в Европу осуществляется по Транс-Адриатическому газопроводу (TAP), пропускной мощностью 10 млрд кубометров в год.
Что же касается неразрывно связанной с вопросами энергетической безопасности задачи достижения углеродной нейтральности экономики, которая до Бакинского глобального форума обсуждалась на саммитах в Риме и Глазго, то Азербайджан обязуется к середине 21-го века снизить до 40% выбросы в атмосферу. Реализации новой экологической повестки будут способствовать и те перемены, которые произошли в регионе после окончания второй карабахской войны.
Так, на климатической конференции в Глазго азербайджанская делегация заявила о новой цели, предусматривающей добровольное сокращение до 2050 года эмиссии парниковых газов до 40% и создание зоны «чистых нулевых выбросов» на освобожденных территориях.
Напомним, что и сегодня, несмотря на стремительное развитие экономики, доля Азербайджана в глобальной эмиссии парниковых газов очень низкая – всего 0,15%.
Впрочем, очевидно, что идет ли речь о развитии энергетических или инфраструктурных проектов, реализации так называемой «зеленой повестки» или создании современной системы здравоохранения, все это может быть достигнуто только в условиях долгосрочного мира. По иному никак не получится.
Применительно к региону Южного Кавказа стратегической, все еще нерешенной задачей остается завершение конфликта между Ереваном и Баку. На это не случайно обратил внимание в своем выступлении на Глобальном бакинском форуме «Мир после COVID-19» Ильхам Алиев.
«Азербайджан предложил Армении начать работу над мирным соглашением. Мы хотим говорить не о войне, а о мире. Мы предложили начать работу над демаркацией и делимитацией границ. Но, к сожалению, ответа не получено», – констатировал Ильхам Алиев. По его словам, Баку готов к началу мирных переговоров, подписанию мирного соглашения, желая поскорее перевернуть эту страницу истории. «Мы должны смотреть в будущее. Мы хотим видеть наше будущее безопасным, прогнозируемым и готовым к широкомасштабному сотрудничеству», – резюмировал Ильхам Алиев.
Таким образом, состоявшиеся на этой неделе раунды международной дипломатии в Риме, Глазго и вслед за ними в Баку показали: задача реабилитации международной дипломатии и ее возвращения к жизни после двух лет фактического бездействия в условиях пандемии связаны с острой необходимостью включить дополнительную скорость в решении ключевых проблем безопасности и развития. Мировое сообщество, действуя методом проб и ошибок, приходит к постепенному осознанию того, что альтернативы поиску коллективных решений нет.
Их продолжающийся напряженный поиск должен создать предпосылки и для движения к долгосрочному урегулированию на Южном Кавказе, когда чистыми и прозрачными станут не только энергетика и экономика, но и политика.
А мертвые, начиненные минами земли Карабаха превратятся в экологические хабы и новые зоны роста.