По мнению украинского эксперта, через 3-4 года к власти в Армении могут прийти реваншисты.
Как передает AZE.az, Vzglyad.az публикует интервью c политологом-международником Дмитрием Галкином.
– Ровно год назад было подписано трехстороннее заявление между лидерами России, Азербайджана и Армении о полном прекращении огня и всех военных действий в зоне конфликта. И сразу после этого заявления российские миротворцы были введены на территорию Карабаха. Каким вам видится дальнейшее развитие ситуации в регионе Южного Кавказа?
– Пока в Армении политические силы, придерживающиеся реваншистских настроений, отстранены от управления государством. Представители армянского руководства могут выступать с воинственными заявлениями, но при этом они будут воздерживаться от любых шагов, способных привести к возобновлению конфликта. Но, если внутриполитическая ситуация в Армении изменится, и реваншисты вернуться к власти (это, на мой взгляд, может произойти через 3-4 года), то России придется силой сдерживать своего стратегического союзника. И у меня есть определенные сомнения в том, что российский контингент в такой ситуации будет способен полностью предотвратить провокационные действия, направленные на разжигание военного конфликта. Поэтому будем надеяться на то, что реваншисты в Армении в обозримом будущем не окажутся у власти. В этом случае российский контингент будет хорошо справляться со своими функциями.
– В первые годы независимости Украина была одним из главных партнеров Азербайджана в сфере военно-технического сотрудничества. Наиболее активный период этого сотрудничества пришелся на 2000-е годы. Но сегодня военно-техническое сотрудничество сошло на нет. Что пошло не так?
– Главная причина сокращения военно-технического сотрудничества между Украиной и Азербайджаном, на мой взгляд, заключается в том, что украинские Вооруженные силы сейчас закупают значительно больше вооружений, чем до 2014 г. А мощности украинских производителей остались прежними. Поэтому они были вынуждены переориентироваться на внутренний заказ.
К сожалению, Украина вообще не ведет сколько-нибудь активную деятельность на постсоветском пространстве. Поэтому у нее нет стратегии развития сотрудничества ни с одним из постсоветских государств, и этот отказ от построения дружественных отношений с бывшими советскими республиками, как мне кажется, является важной причиной внешнеполитической слабости Украины. А этой связи мне бы хотелось надеяться, что Украина осознает важность развития сотрудничества с Азербайджаном. Однако сегодня трудно сказать, когда это произойдет.
– Какие новые виды вооружений Киев может предложить Баку?
– Мне кажется, вопрос нужно поставить по-другому. Производит ли Украина вооружение, которое может заинтересовать Баку после победы Азербайджана в военном конфликте в Нагорном Карабахе? Ответ на этот вопрос зависит от двух факторов. Во-первых, насколько высокой, по оценке азербайджанского военного командования, является вероятность полномасштабного военного конфликта между Арменией и Азербайджаном. Если такая опасность сохраняется, то Украина могла бы предложить танки и БМП. Во-вторых, позволит ли наращивание Азербайджаном огневой мощи артиллерии и ракетных систем предотвратить попытки Армении взять реванш за военное поражение. Если увеличение огневой мощи действительно имеет смысл, то Украина могла бы поставлять в Азербайджан ракетные системы. Поскольку некоторые из них еще находятся в стадии разработки, то Азербайджан, наверное, мог бы принять участие в этом процессе, а затем (в случае достижения соглашений с украинской стороной) организовать производство данного вида вооружений на своей территории.
– Украина и Турция укрепляют военно-техническое сотрудничество. Поступившие на вооружение украинской армии турецкие беспилотники были применены в ходе операции на Донбассе. Что стоит за усилением военного сотрудничества двух стран?
– Военно-техническое сотрудничество с Турцией призвано убедить Россию в том, что в случае возобновления военных действий на Донбассе пророссийские силы понесут значительные потери. Поэтому Украина будет пытаться продемонстрировать, что благодаря турецкой помощи сможет повторить успех Азербайджана в Нагорном Карабахе.