По мнению российского военного эксперта, нынешний статус-кво поддерживается навязанным Азербайджану присутствием российского миротворческого контингента, взявшего уцелевшую часть «НКР» фактически под российский протекторат.
Как передает AZE.az, Caliber.Az публикует интервью c директором Центра анализа стратегий и технологий, российским военным экспертом Русланом Пуховым.
– Вот уже год, как завершилась 44-дневная война. Ее итоги налицо, а насколько они очевидны для вас?
– Счет на табло: Азербайджан победил, Армения проиграла. Мы издали в сентябре книгу про Вторую Карабахскую войну. Все желающие могут скачать ее с нашего сайта. Она называется «Буря на Кавказе».
– Как вы оцениваете текущую ситуацию в регионе Южного Кавказа?
– Сейчас мы имеем замороженный недорешенный конфликт. Азербайджан сумел освободить большую часть территорий, с которых вынужден был уйти в результате поражения в Первой Карабахской войне. Но основная часть «НКР» сохранилась, причем в неопределенном статусе. Нынешний статус-кво поддерживается навязанным Азербайджану присутствием российского миротворческого контингента, взявшего уцелевшую часть «НКР» фактически под российский протекторат. Нынешнее положение имеет многочисленные риски и его поддержание зависит от доброй воли всех сторон.
Главный вопрос – что будет дальше. Скорее всего, кризисным моментом станет истечение в 2025 году пятилетнего срока пребывания российских миротворцев, хотя возможно, что обострение произойдет и раньше. Особенно, если в игру захотят вмешаться США.
– Подпишет ли Армения мирное соглашение с Азербайджаном?
– У меня нет магического шара из горного хрусталя. Не умею предсказывать будущее. Очевидно одно – у Армении сейчас нет ресурсов для серьезного противодействия планам Азербайджана. Азербайджан же имеет серьезные рычаги давления на Россию.
– Кому невыгодно открытие Зангезурского коридора?
– Вопрос Зангезурского коридора – одно из немногих оставшихся у Армении средств давления на Азербайджан, поэтому было бы странно, если бы армянская сторона не использовала этот вопрос «на всю катушку».
– Каким вы видите будущее региона?
– Роль Турции будет расти. Ситуация может обостриться после прихода к власти в Анкаре постэрдогановских политиков, так как сейчас и Баку, и Вашингтон с осторожностью смотрят на проактивную политику Турции в регионе.
Если (и когда) Эрдоган уйдет, США могут начать серьезно вмешиваться в региональные дела с целью уменьшить роль России на Южном Кавказе.
Если Иран почувствует угрозу своей безопасности (не важно, реальную или мнимую), то он может создать серьезные проблемы Азербайджану. Иранские прокси-силы в Сирии, Ливане, Ираке и Йемене доказали свою эффективность. Для борьбы с ними регулярная армия и другие силовые структуры, заточенные под войну с Арменией, не годятся.
Смогут ли азербайджанские спецслужбы эффективно бороться с шиитским подпольем – открытый вопрос, ответ на который даст только время.
– В Армении часто в своих заявлениях употребляют выражение «мы возьмем реванш». Как вы считаете, насколько это реально в нынешней ситуации?
– Как говорил Жан-Жак Руссо: «Обещать жениться – это не идти под венец». Судить надо по реальным действиям, а не по риторике.
Пашинян и его окружение – популисты. Предыдущее руководство Армении было более сдержанно в своих высказываниях. Для реванша нужны ресурсы и мобилизация общества, а их нет и не предвидится в обозримые годы. В целом, на деле курс Пашиняна не реваншистский, и, судя по результатам выборов, армянское общество в большинстве своем этот курс поддерживает.
– В чем вы видите секрет победы Азербайджана?
– Слагаемых победы было много. Отмечу лишь главные: фантастическое политическое чутье Ильхама Алиева, который смог грамотно подготовить почву для военной операции и, самое главное – правильно выбрать время ее начала. Ильхам Алиев смог заручиться поддержкой Турции и одновременно не антагонизировать Россию, что, безусловно, было высшим пилотажем в политике.
Военное строительство в Азербайджане велось очень последовательно и динамично. Ресурсы не распылялись, а концентрировались на приоритетных проектах. Необходимо отметить, что в отличие от многих постсоветских стран, азербайджанские власти осознали роль человека в погонах.
Воюет не техника, а люди. Вложения в людей (обучение, денежное довольствие, улучшение условий службы) позволили Азербайджану создать новую армию, которая в корне отличалась от армии 90-х годов.
– Российские миротворцы в Карабахе. Сколько времени они будут находиться в Карабахе и справляются ли они со своей основной задачей?
– Судя по тому, что мы видим, они отлично справляются, действуя в очень сложных условиях. Что касается сроков, то, думаю, российские миротворцы там надолго.