По мнению грузинского эксперта, Запад будет вести активную работу с Ереваном и Баку.
Как передает AZE.az, Caliber.Az публикует интервью с грузинским политологом, экспертом по вопросам Кавказа Мамукой Арешидзе.
– На каком уровне сегодня грузино-азербайджанские взаимоотношения?
– Грузино-азербайджанские отношения, особенно экономические, всегда были на достойном уровне. Баку и Тбилиси являются стратегическими партнерами. Данный формат в свое время был заложен президентами Грузии и Азербайджана Эдуардом Шеварднадзе и Гейдаром Алиевым, что является одним из выдающихся достижений постсоветского пространства.
Между странами развивается также военно-политическое сотрудничество, триумвират Турция-Азербайджан-Грузия. Естественно, бывают и некоторые издержки, к примеру, несмотря на то, что товарооборот между странами растет, можно было бы закончить проект Баку-Тбилиси-Карс в более ранние сроки. Ну, это небольшие издержки, которые решаются по ходу дел.
Хотя между странами иногда возникают спорные моменты, к примеру вопрос монастыря Давид Гареджи (Кешикчидаг – Ред.), они не скажутся на их взаимоотношениях.
– Какие экономические сферы еще требуют развития?
– Я думаю, следует развивать приграничную торговлю, уделять внимание диаспорам, которые проживают по обе стороны границы. Уверен, что азербайджанское правительство приложит все усилия для того, чтобы газопровод ТАНАП заработал.
– Каково ваше отношение ко Второй Карабахской войне?
– Как ветеран двух войн на территории Грузии, я отношусь к войнам резко отрицательно. Да, в соответствии с принципами международного права Азербайджан восстановил свою территориальную целостность. Азербайджан победил, но я думаю, что война не закончилась, это не окончательная победа.
Орудующие в регионе крупные игроки оперируют ситуацией, и они никогда не допустят того, чтобы Азербайджан полностью вернул Карабах, потому что это не входит в их интересы. В первую очередь речь идет о Российской Федерации. Кроме того, усиление влияния Турции на политику Баку со временем создаст дискомфорт для Азербайджана.
Как человек, хорошо знающий Кавказский регион, могу сказать, что методика работы крупных игроков всегда одинакова. Они начинают сначала помогать, создавать благоприятные условия для конкретной стороны, в том числе и для себя в этой стране, вначале они выступают старшим партнером, а потом становятся старшим братом. Если бы Армения еще во времена бывшего президента Тер-Петросяна договорилась с Баку, сейчас эта война не произошла бы.
– Каковы основные предпосылки победы Баку?
– Азербайджан на протяжении многих лет укреплял свою военную силу, создал необходимую экономическую мощь. Сегодня Азербайджан является одним из сильных государств Южного Кавказа в экономическом плане. Это включает и обладание богатыми энергоресурсами, и на этом фоне Ильхам Алиев поступил правильно, решив построить новую армию, оснащенную современными техническими возможностями.
Что касается дипломатии, тут Ильхам Алиев также выбрал верный курс, создав формат не только с Турцией, но и с Пакистаном, и что очень важно – с Израилем.
Азербайджан вел правильную пропаганду, то есть психологическую работу с населением. В результате, в отличие от 90-х годов, азербайджанская армия была хорошо подготовлена и мотивирована с психологической точки зрения.
– Как вы знаете, 16 ноября между Арменией и Азербайджаном вновь произошло столкновение. Как вы считаете, как будут развиваться события дальше?
– Эти стычки будут происходить всегда. Карабахская война не закончится никогда. Дело не в том, что Баку полностью не овладел территорией бывшей автономии, а в том, что крупным игрокам в этом регионе невыгодно окончание Карабахской войны, ведь при наличии конфликта легче вмешиваться в дела региона и управлять им. То есть, как сидели Армения и Азербайджан на игле конфликта, так и будут сидеть до тех пор, пока крупным игрокам это будет выгодно. Россия никогда не отойдет от этого конфликта, пока у нее есть интересы в этом регионе и пока она имеет здесь крупного союзника в лице Ирана.
Сейчас идет борьба, с одной стороны, чтобы влияние Турции в регионе не усилилось, а с другой – чтобы Запад не смог вернуться после паузы на южно-кавказское политическое поле. Как Турция старается вытеснить Россию из региона и не допускать приход туда Ирана, так и Запад старается вернуться на политическое поле Южного Кавказа и вытеснить одновременно Россию и Турцию. К сожалению, все три страны Южного Кавказа поставили себя в зависимое положение, мы постоянно вынуждены слушать то Брюссель, то Тегеран, то Вашингтон, то Москву, то Анкару.
– Как вы считаете, покинут ли российские миротворцы территорию Карабаха?
– Миротворцы никогда не уйдут. Помните, изначально было решено, что их число составит 1960 человек? А сейчас там сколько человек? Пять тысяч. И их число растет. А объясняется это тем, что часть из них – строительная бригада, часть – медицинская, часть – электронная бригада и т.д.
– Как будут развиваться дальнейшие отношения Азербайджана с Ираном?
– Иран сейчас полностью зависит от китайской экономической помощи. Там сейчас очень сложная ситуация как в экономическом, так и в гуманитарном смысле. Демонстрация сил Ирана вдоль азербайджанской границы осталась на уровне демонстрации. Несмотря на то, что в КСИР были агрессивно настроены, в целом политический истэблишмент Ирана не был готов к дальнейшей эскалации конфликта.
Что касается нахождения общего языка с Ираном, я считаю, что Азербайджану стоит подумать в этом направлении, все-таки есть определенные корни, которые нельзя рубить.
Чтобы усиливать свое государство, Азербайджану выгодно находить общий язык и с другими соседями, как он нашел общий язык с Пакистаном. Да, я понимаю, что найти общий язык с Ираном сложно, потому что это будет раздражать Анкару, но восточная политика есть восточная политика, когда ты играешь на несколько фронтов одновременно. И это возможно для Баку.
– Каково дальнейшее действие западных игроков?
– Они сделают все для усиления своего влияния. Как они действуют в Средней Азии сейчас, такие действия будут осуществлять и на Южном Кавказе, постараются создать тут свои платформы, свои базы. Грузия как бы является форпостом Запада пока что на Южном Кавказе, естественно, они будут влиять на правительство, чтобы оно создавало им условия для возвращения Запада на южно-кавказское политическое поле.
Кроме того, будет осуществляться активная работа с Ереваном и Баку. С Арменией будет сложнее, потому что после карабахских событий Ереван вынужден укреплять отношения с Москвой. Работа будет также вестись с Баку, потому что Западу невыгодно усиление России, Турции и Ирана.
– Почему Россия не помогла Армении в недавнем столкновении?
– Россия видит себя главным модератором региона. И кто сказал, что Россия не помогла? Просто сейчас не то время, чтобы размахивать шашкой. В данной ситуации Москва воспользовалась телефонным правом, то есть она вмешалась кулуарно. Вообще, большая политика в основном делается кулуарно. Я уверен, что Москва вмешалась и в этом столкновении.