Аналитик отмечает, что по факту трехсторонний формат Россия-Азербайджан-Армения вытеснил на второй план ОБСЕ, передает AZE.az.
Трехсторонняя встреча Владимира Путина, Ильхама Алиева и Никола Пашиняна в Сочи значима по нескольким причинам. Об этом говорится в комментарии российского политолога Сергея Маркедонова для Telegram-канала Bunin & Co.
«Во-первых, она прошла через год с небольшим после завершения второй карабахской войны. Но не армяно-азербайджанского конфликта. Напротив, признаков того, что Баку и Ереван по-прежнему далеки от мира слишком много, чтобы их игнорировать. Самое масштабное нарушение перемирия имело место всего за десять дней до сочинского саммита.
Во-вторых, за период с ноября 2020 по ноябрь 2021 гг. Россия укрепила свое лидерство, как модератор мирного процесса. И с этой ролью, что немаловажно, согласны и в Баку, и в Ереване. Три совместных заявления за один год! Таким количеством содержательных документов похвастать не может никто из посредников по Минской группе. По факту трехсторонний формат Россия-Азербайджан-Армения вытеснил на второй план ОБСЕ, как переговорную площадку.
В-третьих, сочинский саммит, хотя и не привел к значимому прорыву на переговорном треке, прошел не зря. По его итогам появилось третье совместное заявление Путина, Алиева и Пашиняна.
Стилистически оно сильно отличается от двух предыдущих. Первое от 10 ноября 2020 года было, если можно, сказать, пожарным документом. Оно прописывало условия перемирия и давало некий абрис мирного урегулирования в условиях слома старого статус-кво и формирования нового. Второе от 11 января 2021 года фокусировалось вокруг разблокировки транспортных коммуникаций. Предлагалось во главу угла мирного процесса поставить экономическую целесообразность. Не получилось. Сегодня эту задачу никто не снимает.
Однако вопрос о возобновлении полноценного транспортного сообщения между конфликтующими странами в новом совместном заявлении уже увязывается и с эффективностью российских миротворцев в Карабахе, и с работой по демаркации и делимитации границы. Этот пункт ранее так четко еще не прописывался. Очевидно, что в течение 2021 года именно пограничная тема вышла на первый план, стала самым опасным вызовом для региональной безопасности. И Москва стремится показать и Баку с Ереваном, и всему миру, что именно она будет главным ресурсом и инструментом для распутывания этого узла».