По мнению российского эксперта, между Азербайджаном и Арменией слишком много нерешенных вопросов, которые нужно “упаковать” в один договор.
Как передает AZE.az, Caliber.Az публикует блиц-интервью c директором Центра военно-политических исследований, профессором МГИМО Алексеем Подберезкиным.
– Почему, на ваш взгляд, деятельность Минской группы ОБСЕ по мирному урегулированию армяно-азербайджанского конфликта с треском провалились?
– Я, наверное, буду не очень оригинален, если скажу, что единственная устойчивая система сосуществования Азербайджана и Армении была в рамках одного государства – СССР. Когда развалили его, то по сути дела получились два государства, каждое из них борется за свои национальные интересы, свою национальную идентичность. Этот процесс для новых государств всегда идет болезненно.
Тут еще пошло наслоение исторических обид, культурных и религиозных различий на формирование новых государств и новых политических элит. Поэтому никакие переговоры в рамках МГ ОБСЕ при таком случае, как правило, не оказываются успешными. Это в действительности имитация. Но хорошо, что в результате таких переговоров удается сохранить хоть какой-то плохой, но мир. Кстати, это очень характерно для новых так называемых неурегулированных конфликтов, которых на самом деле не так-то и мало в мире. Их насчитывается более 20, даже если вспомнить Кипр, Приднестровье. Так что, это не является каким-то особенным явлением.
– Армения постоянно недовольна всеми своими соседями и имеет явные притязания на их территории. Почему Ереван не может построить нормальные отношения с соседями?
– Я не стал бы говорить это только об Армении. Это не является исключительной характеристикой только Еревана. Это характеристика всех новых государств. Причем, нередко это государства, искусственно созданные в новое время. Например, это очень характерно для Прибалтики. Примерно таких же позиций придерживаются Литва, Эстония, Латвия, которые как государства существовали в рамках Российской Империи (Советского Союза). И как только они превратились в независимые государства – у них сразу появились претензии друг к другу. Также Польша и Румыния. Армения ничем не отличается от других государств.
– Как вы считаете, будет ли подписан мирный договор между Азербайджаном и Арменией?
– Нет. Я так не думаю. Тем более в ближайшее время. Возможно, что будет подписано перемирие. Дальше начнется очень тяжелый процесс переговоров, потому что слишком много неурегулированных вопросов, которые требуется упаковать в один договор, который предполагает согласие по целому ряду деталей. Это не близкий процесс.
– Что необходимо предпринять, чтобы больше не допустить военных столкновений в регионе?
– Тут, к сожалению, мало что можно сделать, так как все объективные условия против этого. Конечно, хочется надеяться, что в правящей элите этих государств будут преобладать разумные люди, которые при всем понимании трудностей при решении задач будут искать пути с минимальными издержками.
– Есть ли перспективы у переговорной платформы «3+3»?
– Нет и не может быть никаких форматов и перспектив. Два главных субъекта – Армения и Азербайджан, все остальное прилагается только и придумывается.
Не стоит оглядываться на внешних игроков (акторов), потому что вопрос заключается в политической воле Азербайджана и Армении.