По мнению российского аналитика, события этой недели показывают – все усилия по урегулированию на Южном Кавказе имеют один общий знаменатель. Единственной силой, на которой в эти дни, как и год назад, замыкаются все инициативы и все попытки начать новый отсчет карабахского послевоенного времени, остаются Россия и ее представители.
Как передает AZE.az, укрепление лидирующей роли России в карабахском урегулировании в связи с деятельностью миротворцев в зоне конфликта и проведением активной международной дипломатии в Москве анализирует политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала «Москва-Баку».
Последние недели уходящего года принесли новые международные попытки сделать все для того, чтобы первый послевоенный год Карабаха принес максимальные результаты и позволил продвинуть мирное урегулирование на Южном Кавказе как можно дальше. Время, отделяющее саммит лидеров России, Азербайджана и Армении в Сочи от предстоящей 15 декабря встречи Ильхама Алиева и Никола Пашиняна в Брюсселе, стало этапом не столь заметной широкой аудитории, но принципиально важной работы. От итогов этой работы, тысячи нитей которой через год после окончания войны сходятся в Москве, будет в решающей степени зависеть то, насколько прочным окажется фундамент карабахского мира в новом, 2022 году.
Новую оценку роли Москвы в карабахском урегулировании дал на этой неделе самый авторитетный патриарх постсоветской политики, первый президент независимого Казахстана Нурсултан Назарбаев. В интервью всемирно известному американскому режиссеру Оливеру Стоуну Нурсултан Назарбаев отметил: «Мир между Азербайджаном и Арменией помогла установить Россия. Вместо того чтобы аплодировать России, Соединенные Штаты начинают критиковать ее». Тем самым он вновь напомнил о том, какой из мировых держав принадлежит пальма первенства в достижении карабахского мира.
На этом фоне пример того, как нужно добиваться реализации мирных договоренностей, достигнутых в ноябре прошлого года, и деэскалации карабахского конфликта, показали на этой неделе размещенные в его зоне российские миротворцы.
Как заявил начальник Генштаба Вооруженных сил России Валерий Герасимов, в настоящее время российские военнослужащие в рамках миротворческой операции на территории Нагорного Карабаха решают сразу несколько гуманитарных задач, включая разминирование местности, возвращение военнопленных и удерживаемых лиц, поиск тел погибших, обеспечение безопасности доставки гуманитарных грузов и реализацию инфраструктурных проектов.
Добавим, что дополнительно для контроля за прекращением огня и всех военных действий с января этого года в Агдамском районе Азербайджана функционирует совместный российско-турецкий центр.
Необходимо отметить, что проблема разминирования остается очень острой и решаемой медленными темпами в связи со многими факторами, включая не предоставление армянской стороной точных формуляров минных полей.
Об этом на этой неделе снова напомнили в азербайджанском Агентстве по разминированию.
Проблема в том, что переданные Баку на днях карты минных полей ненадежны и не точны, они не содержат координаты территории, виды заложенных мин, их количество, расстояние между ними, порядок закладки и маскировки. Кроме того, есть серьезные сомнения, что полученные азербайджанской стороной формуляры охватывают все освобожденные территории.
Тем не менее, как заявили в Минобороны России, на этой неделе российские миротворцы приступили к разминированию 400 гектаров территории Мардакертского района. Всего же с ноября прошлого года инженерно-саперные группы миротворцев очистили более двух тысяч трехсот гектаров территории, около 700 километров дорог и почти две тысячи зданий, обнаружив и обезвредив более 26 тысяч взрывоопасных предметов.
Кроме того, как сообщил на этой неделе заместитель командующего войсками Южного военного округа Рустам Мурадов, все военнослужащие азербайджанской стороны, захваченные в плен во время второй карабахской войны, возвращены при содействии российских миротворцев. Рустам Мурадов назвал работу по возвращению пленных гражданским долгом миротворца.
В свою очередь, российские политики и дипломаты активно расчищают завалы переговорного процесса по Карабаху, который, несмотря на все усилия по деэскалации, остается большим минным полем. На этой неделе российский министр иностранных дел Сергей Лавров позвонил своему армянскому коллеге Арарату Мирзояну, указав ему на необходимость скорейшего начала работы по делимитации армяно-азербайджанской границы с ее последующей демаркацией.
Особое внимание в ходе разговора было уделено ходу реализации трехсторонних сочинских договоренностей от 26 ноября. Кроме того, Сергей Лавров отметил важность скорейшего перевода в практическую плоскость договоренности по разблокированию транспортных и экономических связей, достигнутой в рамках трехсторонней рабочей группы под сопредседательством вице-премьеров России, Азербайджана и Армении.
Напомним, что последнее заседание рабочей группы вице-премьеров трех стран проходило 1 декабря в Москве и сегодня уже можно говорить об определенном движении вперед, несмотря на все страсти вокруг Зангезурского коридора и упорное сопротивление этому проекту со стороны Еревана.
Так, в рамках трехсторонней группы на финише года Ереван и Баку обсуждают возможность открытия железной дороги Ерасх – Горадиз, которая даст армянской стороне возможность соединиться с железнодорожными сетями Ирана и соответствующей инфраструктурой Грузии.
«Было сформировано взаимное понимание по железной дороге. Этот участок важен, потому что он дает возможность связаться с Ираном из Ерасха и является связующим звеном с железной дорогой Грузии. Эта линия железной дороги имеет региональное значение», – заявил на этой неделе сопредседатель рабочей группы с армянской стороны вице-премьер Мгер Григорян.
Работа трехсторонней рабочей группы по разблокированию экономических и транспортных коммуникаций, которая проводится в Москве, будет продвигаться гораздо более быстрыми темпами, если в процессы региональной интеграции активно включатся соседние государства. Еще год назад с инициативой шестистороннего формата сотрудничества по Южному Кавказу, который включал бы в себя две «тройки» – Азербайджан, Армения, Грузия и Россия, Турция, Иран, и позволял решать вопросы разблокирования экономических и транспортных связей, выступили президенты Азербайджана и Турции Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган.
И вот на этой неделе в реализации азербайджано-турецкой инициативы лед тронулся, причем что особенно важно, произошло это в Москве. На 10 декабря было назначено первое заседание платформы регионального сотрудничества в формате «три плюс три» на уровне заместителей глав МИД, от участия в котором отказалась только одна страна – Грузия. Произошло это после того, как посетивший Тбилиси этой осенью министр обороны США Ллойд Остин настойчиво рекомендовал Грузии держаться в стороне от проектов с участием России. Но все остальные государства послали своих представителей в Москву, действуя по принципу «пятеро одного не ждут» и тем самым подтвердив ведущую роль России в будущей практической реализации идеи, выдвинутой Азербайджаном и Турцией. Таким образом, как видим, консультативный региональный механизм для Южного Кавказа усилиями Москвы обретает конкретные очертания.
И, наконец, уже сегодня, за несколько дней до намеченной на 15 декабря встречи Ильхама Алиева и Никола Пашиняна в Брюсселе, Москва делает все для того, чтобы эта встреча позволила сделать еще один шаг вперед в карабахском урегулировании. Причем принципиально важно сделать это, опираясь на те договоренности, которые с ноября прошлого года были достигнуты при российском посредничестве, а не искать ему некую европейскую или американскую альтернативу, о чем говорил в интервью Оливеру Стоуна Нурсултан Назарбаев.
«Действительно мы рассчитываем, что по итогам встречи руководителей двух государств, которая намечена на 15 декабря в Брюсселе, будет подтверждена приверженность реализации трехсторонних договоренностей всех, которые были. И, конечно, мы надеемся, что будет переподтверждена поддержка усилиям «тройки» сопредседателей Минской группы ОБСЕ», – заявила на брифинге в Москве, отвечая на вопрос портала «Москва-Баку», официальный представитель МИД России Мария Захарова.
Это заявление Марии Захаровой прозвучало неслучайно, поскольку с трехсторонними договоренностями по-прежнему согласны не все, при этом не только в Армении, но и далеко за ее пределами, поэтому угроза размывания, переосмысления или ревизии всего того, что было достигнуто при лидирующей роли Москвы, сохраняется.
Таким образом, события этой недели показывают: все усилия по урегулированию на Южном Кавказе имеют один общий знаменатель. Единственной силой, на которой в эти дни, как и год назад, замыкаются все инициативы и все попытки начать новый отсчет карабахского послевоенного времени, остаются Россия и ее представители – миротворцы, дипломаты, политики.
Своими коллективными усилиями они приводят в движение маятник и шестеренки сложного механизма карабахского мира, переводя часы его работы на московское время.